Элисо Сангулия рассказала корреспонденту Sputnik Бадраку Авидзба о том, насколько изменились традиции проведения абхазских свадеб.
– Элисо, вы пишете кандидатскую диссертацию по теме традиционного обряда абхазских свадеб. В сравнении с современностью, значительно ли изменились абхазские свадьбы?
– По структуре нельзя сказать, что абхазская свадьба претерпела значительные изменения, но по своему содержанию, безусловно, она стала другой. Конечно, это можно связать с течением времени, которое привносит в обряд свои дополнения. К примеру, в старину невесту приводили в дом жениха на коне, подобный обряд сегодня вряд ли можно использовать, однако привносить в абхазскую свадьбу наш национальный колорит, конечно, возможно. Я считаю, что даже необходимо.
– Расскажите немного о традиционной свадьбе абхазов, какие особенности были, чего сегодня уже нигде не встретить?
Аудиоверсию интервью с Элисо Сангулия слушайте здесь >>
– В старину в дом невесту приводили ночью. Если говорить об "аргама аҭаца лгара" (выход невесты из дома с согласия родителей — ред.), когда семья невесты отпускала ее из дома, то выбирали людей, которые отправятся за невестой. Они брали с собой коня, предназначенного для нее. В доме невесты для них накрывали стол, звали соседей. Потом невесту забирали из специального дома, предназначенного только для свадьбы – "амхара"(дом для новобрачных — ред.). Молодежь с песнями и танцами выводила ее из дома. Сегодня, при обряде "аргама аҭаца лгара" семья невесты нередко нарушает абхазские традиции. В старину выводить невесту из отчего дома, танцевать и петь имели право только те, кто ее забирал, то есть сторона жениха. Считалось стыдным, если кто-либо со стороны невесты споет или станцует. Братья, сестры и все родственники невесты стояли в стороне и наблюдали.
На одной из свадеб я лично наблюдала, как брат невесты танцевал на свадьбе сестры, но по традициям, это недопустимо. После того как невесту забирали из отчего дома, все с песнями и со стрельбой в воздух направлялась в дом жениха. По прибытии в дом жениха, они останавливались у калитки. Их встречала молодежь, затем старшее поколение начинало исполнять свадебную песню "Радеда". Затем невесту заводили во двор, свекровь или старшие женщины в роду встречали ее и мазали ее губы медом, чтобы у нее всегда был "сладкий" язык.
– Кто со стороны невесты имел право присутствовать на свадьбе?
– Совсем немногие, не так как сейчас, когда на свадьбу идут до сорока или пятидесяти человек. Их сажали рядом с тамадой, к ним было особое внимание, так как они были самыми главными гостями на свадьбе. Из присутствующих на свадьбе со стороны невесты тосты произносил один, старший. Невеста стояла в "амхара", люди пели и веселились до самого утра. Посмотреть на невесту они приходили утром. Сейчас свадьбы длятся всего несколько часов, после никого не увидеть на свадьбе.
– В последнее время наблюдается, что на свадьбах молодые одеваются в национальные наряды, что, конечно, вызывает положительные эмоции. Как вы считаете, какие еще национальные черты можно придать нашим свадьбам?
– Это, конечно, радует, что молодежь стремится придать свадьбам национальную черту, но из-за того, что некому подсказать, чем еще можно приукрасить свадьбу, в большинстве случаев останавливаются на одежде. Конечно, этого недостаточно. Нельзя сказать в полной мере, что это абхазская свадьба, если жених и невеста стоят вместе, пусть даже и в национальной одежде.