Во всем мире панельные дома уходят в прошлое, как морально и функционально устаревшие. Несмотря на это, в Москве, к примеру, они составляют 60% жилого фонда, а почти половина нового жилья продолжает строиться по технологиям полувековой давности. Районы многоэтажной застройки не назовешь привлекательными и с эстетической точки зрения. Но можно ли считать типовые многоэтажки архитектурой?
От Петра I до Ле Корбюзье
Большинство жителей постсоветского пространства воспринимают панельные дома как неотъемлемую часть ушедшей эпохи. На деле же типовая застройка появилась в России задолго до революции. Впервые эту систему опробовал в Санкт-Петербурге Петр I.
Чтобы быстро заселить только построенный город, монарх повелел оснастить его дешевым жильем из подручных стройматериалов, возводимым по аналогии с сельскими мазанками.
Эти однотипные петровские "микрорайоны" оказались выгодны не только экономически, но и с точки зрения трудозатрат и безопасности: глиняные дома не боялись пожаров, и построить их мог любой крестьянин или мастеровой.
Другой популярной разновидностью типового жилья были доходные дома. Уже к середине XIX века в них обитало более 90% жителей Москвы и Петербурга. В этих зданиях снимали квартиры люди всех сословий — от студентов и писателей до чиновников и ремесленников.
Конечно, внешне доходные дома того периода не подходят под современное определение типовой архитектуры. Облик зданий разнился в зависимости от вкусов и финансовых возможностей владельцев, а также от близости к центру города.
Многие уцелевшие доходные дома обеих столиц сегодня являются памятниками культурного наследия. Тем не менее, функционально они немногим отличались от своих панельных потомков: балом уже тогда правили рентабельность и стремление застройщика как можно эффективнее использовать каждый квадратный метр.
Начало ХХ века ознаменовалось не только переворотом в государственном устройстве России, но и в строительстве типового жилья. Архитектурная революция пришла, как водится, из Франции. Ле Корбюзье разработал амбициозный проект застройки Парижа сборными серийными домами под названием "Домино". План не был реализован, зато породил стиль брутализм, его особенность — отделка зданий необработанным бетоном.
Покорив Европу, брутализм, хоть и с опозданием, добрался и до России. Большое влияние Корбюзье, исповедовавший принцип "дом — машина для жилья", оказал и на школу московского конструктивизма. Посетив столицу советского государства в конце 1920 годов, знаменитый француз познакомился с главными отечественными конструктивистами — Константином Мельниковым, Моисеем Гинзбургом и братьями Весниными.
Вдохновленные Корбюзье, они построили в столице почти двести образцов "пролетарского конструктивизма". Сегодня эти, некогда революционные здания, уже стали памятниками. Тем не менее, реализованное по проекту самого Корбюзье помещение Московского Центросоюза вызвало немало критики, в частности, нелестный отзыв "унылые коробки", который сегодня нередко звучит в адрес панельных многоэтажек.
От "сталинок" до "брежневок"
Бум типовой застройки в СССР пришелся на середину 1930 — 1950 годов, когда появились хорошо известные сегодня "сталинки". Эти удобные, прочные дома с толстыми стенами высоко котируются и сегодня. Их ценят за метраж, удобную планировку, высокие потолки и образцовую тепло- и звукоизоляцию. Помимо функциональных достоинств, следует отметить и презентабельный внешний вид зданий. "Сталинки" строили в стиле неоклассицизма, что выгодно отличает их от более поздних видов типового жилья.
Неслучайно монументальные дома с лепным декором считались привилегией советской элиты: в них давали квартиры партийной номенклатуре, высшим военным чинам, директорам крупных производств, видным представителям научной и творческой интеллигенции.
С середины 1950 "сталинки" вытеснили печально известные пятиэтажки, которые в народе прозвали "хрущевками". От своих предшественников они невыгодно отличались практически всем: непривлекательным внешним видом, неудобной планировкой, проходными комнатами, низкими потолками, отсутствием лифтов и крошечными габаритами.
Единственным достоинством этого жилья была быстрота его возведения, что позволяло крупным городам более-менее справляться с "квартирным вопросом".
"Хрущевками" до 1962 года застраивали целые микрорайоны, не сильно заботясь о сопутствующей инфраструктуре или красоте городского ландшафта. Никаких архитектурных особенностей нельзя найти ни внутри, ни на фасадах этих домов-клонов.
Упор на минимальную функциональность на долгие годы лишил идею типового жилья какой бы то ни было эстетической составляющей, превратив спальные районы большинства российских городов в обезличенные каменные джунгли.
С 1963 года появились первые панельные девятиэтажки, так называемые "брежневки". Они превосходили "хрущевки" и по площади, и по планировке, но при этом отличались практически полным отсутствием шумоизоляции из-за предельно тонких стен. В 1970 началось строительство двенадцатиэтажных домов. Вплоть до начала 1990 годов эти дома разных модификаций господствовали на рынке жилья.
От наших дней к светлому будущему
Сегодня "сталинки", "хрущевки" и "брежневки" по-прежнему составляют почти 70% жилого фонда страны. Тем не менее, с 1990 годов требования к строительству типовых домов изменились в лучшую сторону: увеличились нормы выделения жилплощади на одного человека, появились разнообразные варианты планировок, а также проекты с индивидуальными архитектурными особенностями типовых зданий.
С развитием конкуренции на рынке жилья акцент сместился с утилитарности на комфортабельность многоквартирных новостроек. Впрочем, сами технологии строительства недалеко ушли от советских образцов. В то время как в США и Европе панельные дома считаются временным социальным жильем для неблагополучных слоев населения, у нас они продолжают занимать большую и далеко недешевую часть рынка. И это несмотря на то, что панельные здания изначально не рассчитаны на длительное использование. Их срок эксплуатации не должен превышать 50 лет, а ремонт и реконструкция в принципе не предусмотрены.
Однако из-за дороговизны жилья в крупных городах скопился огромный массив некачественных построек прошлых лет, многие из которых находятся в полуаварийном состоянии и нуждаются в срочном капитальном ремонте.
Спасительная альтернатива, как ни странно, снова приходит из прошлого. Популярность набирают "доходные дома" нового поколения: бывшие фабричные здания, которые переделывают под жилые апартаменты или, говоря современным языком, лофты. В этих квартирах нельзя получить прописку, но есть полная свобода индивидуального пространственного решения.
Потихоньку появляется и новая эстетика типовых многоэтажек. "Унылые коробки" больше не удовлетворяют ни экономическим, ни урбанистическим запросам общества.
Как следствие — застройщики стараются привлечь потенциальных жильцов интересной архитектурой и удобной инфраструктурой. Возможно, уже наши дети или внуки будут жить в красивых и уютных домах, а не каменных джунглях.