В минувшую среду Государственная Дума РФ приняла закон о ратификации соглашения между РФ и Абхазией об объединенной группировке войск, тем самым законодательно закрепив одно из важнейших положений Договора между Абхазией и Россией о союзничестве и стратегическом партнерстве от 24 ноября 2014 года, касающееся совместных действий Республики Абхазия и Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности в регионе.
Ратификация названного Соглашения российским Парламентом – событие, но не новость. Она стала, скорее, формальным подтверждением давно принятого де-факто решения, согласно которому Абхазия и Россия приступили к формированию объединенной группировки войск Вооруженных Сил РФ и РА (ОГВ). Соглашение было подписано в Москве год назад — 21 ноября 2015 года, после чего оно было ратифицировано сначала Народным Собранием Абхазии, а теперь вот еще и Государственной Думой России.
Названный документ определяет предназначение и порядок формирования, функционирования, развертывания и использования ОГВ.
Как это касается отношений Абхазии и соседней Грузии? По большому счету, никак, поскольку ОГВ Республики Абхазия и России не угрожает стране-соседу. Тем не менее, официальная Грузия по-прежнему болезненно воспринимает все, что связано со строительством в соседней Абхазии собственной независимой государственности, а также укрепления ею своих вооруженных сил.
Напомню, что в августе 2008 года Грузия разорвала дипотношения с РФ в ответ на признание Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии.
По итогам выборов в октябре 2012 года представители нового грузинского руководства назвали нормализацию отношений с РФ одним из главных приоритетов внешней политики. Эти силы упрочили свои позиции в ходе недавно состоявшихся в Грузии очередных парламентских выборов. Тем не менее, ни для кого не секрет, что эта страна рассматривается Госдепом США и структурами НАТО как форпост для продвижения в регионе своих экспансионистских планов. Разумеется, названные выше и иные западные структуры используют любую возможность для того, чтобы продолжить манипулирование грузинскими элитами в своих геополитических интересах.
В частности, на днях уходящий вице-президент США Джо Байден осудил Россию за ратификацию Госдумой РФ Соглашения с Абхазией об объединенной группировке войск.
Более того, Байден заверил премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили в поддержке со стороны Вашингтона суверенитета и территориальной целостности Грузии в рамках "международно признанных" границ. Об этом сообщила пресс-служба Белого дома по итогам телефонного разговора двух политиков.
Как воспринимать это заявление Джо Байдена? Это своего рода угроза абхазско-российским отношениям или же формальное проявление некой атлантистской "солидарности" с Грузией?
С учетом того, что уже через пару дней Джо Байден станет экс-вице-президентом США, на его заявление следует смотреть как на ритуальное действие – еще один маленький вклад 73-летнего политика в кампанию поддержки кандидата в президенты США от демократов Хиллари Клинтон, известной своей русофобской позицией. Вот так – и не более.
Иное дело – уходящий президент США Барак Обама, который после ухода с поста главы государства так или иначе останется в американской политике.
Так вот, в отличие от своего вице-президента Барак Обама ведет себя более осмотрительно. В частности, в минувшую субботу уходящий президент США признал, что в ряде случаев вмешательство Вашингтона в дела других стран приводит к неожиданным последствиям, которые выливаются в еще большие проблемы.
"По всему миру происходят плохие события, и наш инстинкт подсказывает, что мы должны что-то делать. Это те случаи, когда интервенция имеет значение. Однако были случаи, когда непредвиденные последствия без умысла приводят к еще большим проблемам. Определить, чем могут обернуться те или иные действия, — одна из наиболее сложных задач, стоящих перед любым президентом", — заявил Обама.
В свое время Барак Обама самой большой своей ошибкой признал поддержку интервенции НАТО в Ливии. На самом же деле, практически вся внешняя политика США на Ближнем Востоке, то есть действия Госдепа и Пентагона в Ливии, Ираке, Сирии, Афганистане, Йемене и так далее – серия непоправимых ошибок, совокупность тех "случаев", когда "непредвиденные последствия без умысла" (тут Обама явно слукавил) привели к еще большим проблемам.
Одной из самых серьезных ошибок американского руководства стало участие Пентагона (еще при Джордже Буше) в подготовке военных операций армии Михаила Саакашвили против Южной Осетии и Абхазии в августе 2008 года.
Впоследствии Грузия рассталась с Михаилом Саакашвили, но, к сожалению, пока не рассталась с проамериканской позицией. А между тем именно этот факт – расширение присутствия США и НАТО в Грузии и Черноморском регионе как таковом — является той главной причиной и тем фактором, которые предопределяют необходимость формирования и укрепления в регионе ОГВ Республики Абхазия и Российской Федерации.
Полагаю, что в данном случае следует прислушаться все же не к Джо Байдену или даже Бараку Обаме, но к кандидату в президенты США от республиканцев Дональду Трампу, который оказался куда более адекватным. Так, в ходе своей избирательной кампании он пообещал отказаться от политики свержения режимов.
"Мы должны отказаться от потерпевшей крах политики национального строительства и смены режимов, которую Хиллари Клинтон продвигала в Ираке, Ливии, Египте, Сирии. Вместо этого мы должны работать со всеми нашими союзниками, которые разделяют нашу цель — уничтожить ИГИЛ и искоренить исламский террор", — заявил Трамп на съезде республиканцев.