СУХУМ, 13 ноя — Sputnik. В это воскресенье, год спустя, Париж вспоминает события, которые заставили всех содрогнуться.
Хроника событий
Первый из серии терактов в ту пятницу, 13 ноября, произошел в пригороде Парижа — три террориста подорвали "пояса смертников" возле стадиона "Стад де Франс", где шел матч между сборными Франции и Германии. Арена была заполнена до отказа, на трибунах собрались около 80 болельщиков. Посмотреть на игру приехал президент Франции Франсуа Олланд, его сопровождали главы МИД обеих стран — Лоран Фабиус и Франк-Вальтер Штайнмайер.
Спустя буквально несколько минут в соседнем Х округе Парижа произошла вторая атака — из проезжающего автомобиля террористы начали расстреливать посетителей двух кафе, Petit Cambodge и Le Carillon.
Почти сразу стала поступать информация об аналогичных событиях в XI округе города — у пиццерии La Casa Nostra и у кафе La Belle Equipe. Еще через несколько минут произошел взрыв в кафе Comptoir Voltaire, где сработал еще один "пояс смертника".
Страшным финалом вечера стал захват заложников в концертном зале "Батаклан", где шел концерт группы Eagles of Death Metal.
Все атаки произошли в течение 40 минут. Штурм "Батаклана" завершился лишь спустя несколько часов.
Потрясенная Франция наконец смогла уснуть. Точнее, смогли уснуть те, кому это удалось.
Год новой жизни
Полин (имя изменено по просьбе героини) спать нормально не может до сих пор. В "Батаклан" она пришла вместе с подругой, а вернулась оттуда одна — подругу убили выстрелом в лицо. Хотя Полин, похоже, до сих пор в это до конца не верит.
"Это больше не моя дочь, не та девочка, которая пошла развлекаться в "Батаклан". С ней до сих пор работают врачи, она получает препараты, которые прописывают людям, вернувшимся с войны", — говорят родители девушки. Давать интервью она сама просто не может.
До теракта Полин получала высшее образование, но потом учебу пришлось прервать. Пропал почти год — на факультет она вернулась только в сентябре, хотя и сейчас ей удается посещать далеко не все занятия: ночью мучают кошмары, в транспорте накатывает паника, скопление народа вызывает приступы ужаса.
Родители продолжают бороться, в первую очередь — за здоровье и будущее дочери. А еще — за то, чтобы их самих, вернее, маму девушки, признали жертвой теракта. Женщина не была в "Батаклане", но провела долгие часы в ожидании штурма у его стен вместе с мужем. После освобождения заложников она неотлучно находилась возле дочери, потом слегла сама. Про ее проблемы со здоровьем говорят — "они могли бы начаться годам к 80, но из-за пережитого появились уже сейчас".
Семье пришлось на ходу менять все планы на жизнь. "Я надеюсь, наша ситуация будет мало-помалу налаживаться. Мы хотели путешествовать, и, я думаю, однажды мы сможем это делать снова", — говорит отец девушки.
Первый год после теракта для них закончился, но сколько времени займет возвращение из той ночи, пока непонятно.
Продолжать бороться
Еще один очевидец событий в "Батаклане" — мужчина. Его записи в сети Facebook — одни из первых свидетельств разворачивавшихся событий. Десятки комментариев, тысячи "перепостов"… Но в публикации он также просит не указывать имени.
Он не скрывает, что "случившиеся события оставили свой след", но, вместе с тем, говорит, что они также "дали силы сражаться за то, что кажется справедливым".
"Надо продолжать бороться за жизнь, оставаться открытыми миру, избегать мракобесия — и религиозного, и культурного. Будем осведомленными, с поднятой головой, будем помогать своим близким — вне зависимости от цвета их кожи, их религии или страны происхождения", — говорит собеседник.
Говоря про себя, он не скрывает, что минувший год дался ему не очень просто.
"Очевидно, что моя жизнь изменилась. Я не мог продолжать жить по-прежнему, как будто ничего не случилось. И мне было бесконечно сложно заново вернуться к работе, придавать хоть какой-то смысл тому, что я делал", — рассказывает очевидец той страшной ночи.
"Я хотел чувствовать себя полезным, делать что-то хорошее для этого мира, замершего в страхе. Я до сих пор пытаюсь, но эта дорога долгая", — продолжает он.
Накануне
Сразу после терактов "Батаклан" закрылся на долгий ремонт и снова распахнул свои двери только год спустя. Вечером в субботу здесь состоялось первое с той ночи публичное мероприятие. Билеты на выступление британского певца Стинга разлетались за считанные минуты, рассчитанный почти на полторы тысячи человек зал был снова забит до отказа.
Правда, мест в нем не нашлось для двух участников группы Eagles of Death Metal, в том числе — для солиста Джесси Хьюза. Виной тому стали слова Хюьза, сказанные весной в интервью американскому телеканалу Fox Business. Тогда он предположил, что некто, связанный с "Батакланом", играл роль в событиях 13 ноября, и негативно отозвался о работе службы безопасности концертного зала.
"Они пришли, я их прогнал. Есть вещи, которые простить нельзя", — передавало слова одного из руководителей "Батаклана" Жюля Фрюто агентство Франс Пресс.
Годовщина
В саму годовщину трагедии "Батаклан" будет закрыт. Ожидается, что церемонии памяти пройдут "сдержанно".
"В соответствии с желанием города и ассоциаций помощи пострадавшим и семьям погибших эти церемонии будут отличаться исключительной сдержанностью", — говорится в сообщении на сайте мэрии Парижа.
Ключевое событие дня — открытие мемориальных досок у мест терактов. "Имена всех жертв, чьи семьи дали на это согласие, появятся на этих досках", — сообщили ранее парижские власти.
В памятной церемонии участвуют президент Франции Франсуа Олланд и мэр Парижа Анн Идальго.
Но, как водится в Париже, стихийные акции подчас набирают больше участников, чем официальные. В социальных сетях началась массовая кампания #1fenetre1bougie ("одно окно — одна свеча"), в рамках которой французы призывают друг друга зажечь вечером 13 ноября свечи и выставить их на подоконник.
Дрожащие огоньки тысяч свечей согревали город в холодные и страшные дни после терактов. Теперь они — память.