Вечерний Сухум - Sputnik Абхазия
В Абхазии
Последние новости Абхазии в материалах Sputnik Абхазия.

Логопед: бабушкины "лошадки" помогают развитию речи у детей

© Sputnik / Томас ТхайцукАнета Бганба
Анета Бганба - Sputnik Абхазия
Подписаться
О направлениях работы логопеда в системе образования и здравоохранения в Международный день логопеда, который отмечается 14 ноября, рассказала Раде Ажиба в интервью на радио Sputnik Абхазия руководитель Центра психолого-педагогической поддержки при школе "Алашара", старший преподаватель АГУ Анетта Бганба.

– Анетта Сергеевна, поздравляю  вас с вашим профессиональным праздником. Расскажите нам, как вы пришли в профессию логопеда?

 Я думаю, что большинство специалистов всегда говорят, что это врожденное желание быть педагогом. Я знала, что я буду педагогом. Я совершенно случайно узнала, что в нашем госуниверситете были открыты специальности, одна из них была "отделение дошкольной педагогики и психологии" с дополнительной специальностью логопедии. Я сразу же написала заявление именно на это отделение и не пожалела ни разу. 

 Сколько лет вы работаете логопедом?

 Общий педагогический стаж у меня 19 лет, а логопедом я работаю около 10 лет.  Я пришла от теории к практике, потому что я начинала свою практику  только как преподаватель педагогики и психологии, вернее, коррекционной педагогики, отраслью которой является логопедия. И вот, мне показалось, что мне необходимо подать пример студентам. А примеры лучше всего давать на собственной практике. Для меня это был важный и сложный шаг.  

 Анетта Сергеевна, вы преподаете в АГУ, на ваш взгляд, есть у студентов интерес к данной профессии?

 К сожалению, в нашем университете нет направления логопедии и дефектологии, у нас есть отделение, подготавливающее специалистов дошкольного и начального образования. Но, именно благодаря нашему университету, в рамках дополнительной дисциплины была введена дисциплина по коррекции речи. Вы знаете, я всегда вижу неподдельный интерес  у студентов. Во-первых, эта проблема часто встречается в наших школах, и сами студенты понимают актуальность и значимость этой проблемы. А во-вторых, когда студент понимает и владеет  коррекционными мероприятиями, он от этого получает только удовольствие. 

 Сколько существует дефектов  речи? И в каком  возрасте важно обратиться к логопеду?

Анета Бганба - Sputnik Абхазия
Радио
Логопед: проблема с речью отражается и на письме

 В логопедии существуют две приемлемые классификации, они взаимодополняют  друг друга. Это клинико-педагогическая и психолого-педагогическая  классификация.  Я не буду говорить подробно, но очень большое количество нарушений, в первой их 11, а во второй — три. Есть очень сложные, тяжелые, например, такие как алалия (полное отсутствие речи – ред.), но чаше всего встречается дислалия (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата – ред.) За речевой функцией ребенка необходимо наблюдать с момента его рождения. Если у ребенка отсутствует гуленье, лепет, то родитель должен понимать, что есть проблема и ее надо решать. Если нет никаких речевых позывов, то обращаться к логопеду, а лучше всего к специалисту-неврологу  нужно к году или двум годам. Если мы говорим о звуковой проблеме, например, недостаток звукопроизношения – р, —л, —ш, то к трем — пяти годам. Все зависит от того, какая группа звука, все они имеют возрастную категорию. 

– Много ли детей приводят в ваш центр, и как родители воспринимают, если можно так сказать, диагноз, что у их ребенка дефект речи. Есть ли такие родители, которые отказываются от лечения?

 Центр, конечно, у нас новый, но быстро развивается. Он был создан потому, что была его востребованность. Родители бывают абсолютно разной категории, но в основном, если мы говорим родителям о проблеме у ребенка, то большая часть родителей очень активно прилагает усилия к ее коррекции. Но существует тенденция к ухудшению речевого совершенства детей, она отмечена очень многими специалистами. Абхазия ничем не отличается от России. По последним статистическим данным, около 25% дошкольников у нас с тяжелой речевой патологией, и большое количество детей, около 40%,  имеют звуковое несовершенство. Проблема устной речи чаще всего отражается на письме. Потом мы получаем детей и думаем, что они не грамотны, а скорее всего, это проблема фонематического слуха и артикуляции. 

Полную версиюрадиоинтервью с Анеттой Бганба слушайте здесь>>

 Каковы причины того, что у большого количества детей речевые нарушения?  

В Абхазии
Сухумскому реабилитационному центру исполнился один год

 Обусловленность речевых нарушений вызвана, прежде всего, генетическими и наследственными факторами (речевые нарушения, передающиеся от родителей к детям – ред.). Следующие факторы — это перинатальный и натальный периоды, то есть период беременности и период родов. Этот период очень важный, так как речевая функция является очень чувствительной, и поэтому любые нарушения, например: асфиксия, тяжелые роды, кислородная недостаточность, черепно-мозговые травмы — могут привести к тому, что у ребенка могут быть серьезные нарушения. Еще немаловажный фактор, который отмечают специалисты, — это социальные факторы,  в которых развивается речь ребенка. Одним из таких факторов является семья. Поэтому родители должны быть эталоном речевого высказывания, то есть речь должна быть богатой, четкой. Ни в коем случае детей не бить и не оскорблять, заниматься с ними надо легко, мягко, читать им больше литературы. Многие думают, что ребенку полгода, и он ничего не понимает, но он будет слышать богатую речь. Проводите с детьми самые элементарные логопедические упражнения. К сожалению, сейчас у нас семья — мама, папа и я, это для речи не очень хорошо, потому что именно дедушки и бабушки являются мотиваторами речи. Именно бабушки  делают самые элементарные логопедические упражнения, я думаю, все знают бабушкину лошадку — звук копыт. 

 Поговорим о значении речи. Что значит для детей правильно произносить звуки и в дальнейшем правильно строить речь?

 Речь — это не просто внешний облик человека, речь — высшая психическая функция. Поэтому, если мы видим, что есть нарушения речи в устном высказывании, нам надо просто бить тревогу. Чаще всего это показатель того, что что-то происходит не так.  Речь тянет за собой все другие психические функции. Если присутствует нарушение речи, то эти дети чаще всего закомплексованы, не уверены в себе. Поэтому мы говорим, что речь — это одно из средств социализации ребенка. Если речь будет недостаточно развита, то будет проблема в развитии личности в целом. А это проблема государства. Полноценному, развивающемуся государству всегда нужна полноценная, самодостаточная, уверенная в себе личность. Сенситивный период (период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения — ред.) — это дошкольный и младший возраст. 

 А какой дефект речи самый  распространенный в Абхазии?

 Вообще, билингвальная среда (практика попеременного пользования двумя языками — ред.) раньше у нас считалась одним из негативных факторов развития речи ребенка. У нас в Абхазии почти каждый ребенок живет в такой среде, и мы говорим о том, что она не является таким негативным фактором, только для детей с тяжелой речевой патологией. Сказать, что в Абхазии какая-то привилегия речевых нарушений – таких нет, но скажу, конечно, больше всего детей с дислалией. Это нарушение звукопроизношения при сохранном интеллекте, сохранной иннервации речевого аппарата, физиологическое несовершенство пока еще артикуляционной позиции. Поэтому от маленького ребенка трех-четырех лет требовать четкого произношения "сонора" не стоит. Логопед никогда не работает один, он всегда работает в совокупности с другими специалистами, это неврологи, лор, офтальмологи. Мы друг без друга жить не можем. Без хорошего невролога логопед при тяжелых нарушениях речи успеха не достигнет. 

– Насколько профессия логопеда важна в нашей стране? Есть ли острая необходимость специалистов в системе образования и здравоохранения?

–  Конечно же, профессия логопеда важна в Абхазии. Стоит отметить, что последние тенденции в системе образования, имею в виду открытие штатов логопеда в дошкольных учреждениях, — это достижение. Преодолевая ту проблему в дошкольном возрасте, а она преодолевается довольно легко, если это несложная проблема. Я думаю, в республике есть хорошее направление, при этом необходимо постоянно повышать квалификацию. Это обязательное педагогическое условие, так как логопед сможет повышать свой профессиональный статус и тем самым давать хорошие результаты. 

 

Лента новостей
0