Sputnik, Владимир Бегунов.
Мозговой штурм в "25 шагов"
Итоги VII Абхазо-российского делового форума подвели на площадке Sputnik Абхазия генеральный директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин, председатель Российско-Абхазского делового совета Андрей Сергеев, торговый представитель Абхазии в России Олег Барциц и руководитель Sputnik Абхазия Руслан Бганба.
По словам Владимира Лепехина, в этому году впервые результаты форума перестали носить просто рекомендательный характер и перешли в иную сферу, появились первые реальные проекты."Основной проблемой предыдущих форумов было то, что не складывался диалог, — считает Лепехин. – Абхазия спрашивала, что может дать Россия, а Россия спрашивала в ответ, что же хочет Абхазия. Сейчас появились структуры, которые могут вести диалог, предлагать конкретные решения, это два инвестиционных агентства, одно — при Минэкономики Абхазии, второе, коммерческое, в Москве".
Гендиректор Института ЕврАзЭС рассказал, что были разработаны механизмы развития инвестиционной привлекательности Абхазии под названием "25 шагов". Презентация этой концепции происходила в виде "мозгового штурма", в котором участвовало около ста человек. Среди них были представители Абхазского госуниверситета, эксперты из России, главы администраций районов Абхазии, представители бизнеса двух стран. Стало понятно, в каком направлении двигаться, и, что особо ценно, появился реальный спрос со стороны российского бизнеса, подвел итог Владимир Лепехин.
"На этом форуме было заключено два соглашения, которые, по сути, являются звеньями одной цепи, — сказал председатель Российско-Абхазского делового совета Андрей Сергеев. – Это вход на абхазский рынок крупнейшей строительной компании "Славянский мир" и соглашение об утилизации твердых бытовых отходов в Абхазии, которой будет заниматься российский инвестор".
По словам Сергеева, строительство толкает вперед туристическую сферу, а там, где развит туризм, всегда возникает проблема с утилизацией мусора.
Осетины оказались мобильнее
Как рассказал Андрей Сергеев, важнейшим итогом этого форума стало взаимодействие торгово-промышленных палат Абхазии, Юга России и Северного Кавказа.
"Абхазия многие годы хотела, чтобы сюда пришел крупный бизнес, и мало внимания уделяла среднему и малому бизнесу, — констатировал Андрей Сергеев. – Но малый и средний бизнес – основной сегмент в мире. То, что произошел этот поворот в сознании, – главное доказательство того, что форум не изжил себя, в него вдохнули новую жизнь".
По мнению Владимира Лепехина, неожиданно показала себя на форуме Южная Осетия, опередив во многом Абхазию по формированию делового климата.
"Дело, наверное, в том, что масштабы двух республик несопоставимы, — сказал Владимир Лепехин. – Южная Осетия более мобильна. Осетины мобилизовались, описали свои ресурсы, возможности и представили их в полном объеме российскому бизнесу".
Владимир Лепехин подчеркнул, что такой подход уже начал приносить первые плоды. В Южной Осетии запускается инвестпроект строительства гостиничного комплекса, стоимостью 100 миллионов рублей.
Нехватка информационной открытости
Одной из основных проблем, мешающих развитию притока инвестиций в Абхазию, участники пресс-конференции называли безопасность и открытость работы бизнеса и госструктур Абхазии.
"Абхазия – маленькая страна, тут все друг друга знают, и привыкли получать достоверную информацию от родственников и знакомых, — поделился наблюдением Владимир Лепехин. – Но российский бизнес так не привык работать. Инвестору нужно открыть сайт администрации или конкретной компании и получить там ответы на все вопросы, формы документов и прочую информацию. Абхазии надо научиться работать в таком русле".
Все участники пресс-конференции отметили работу Sputnik Абхазии на деловом форуме как хороший пример освещения таких мероприятий, когда читателям был предоставлен весь объем информации оперативно и с места события.
"Мы вышли за рамки простого освещения форума и стали его полноценным информационным партнером, подготовив мультимедийный материал по темам форума и раздаточный материал, — рассказал руководитель Sputnik Абхазия Руслан Бганба. — Мы учтем все замечания и пожелания по нашей работе и, надеюсь, наше сотрудничество с деловым Абхазо-российским форумом станет постоянным".
Торговый дом "Абхазия" — панацея
Торговый представитель Абхазии в России Олег Барциц поделился планами создания торгового дома "Абхазии" в России. По его словам, идея этого проекта родилась в правительстве Абхазии два месяца назад, а на самом форуме с такой инициативой вышли и предприниматели. Идея буквально витала в воздухе.
"Это значит, что мы двигаемся в нужном направлении, — прокомментировал Олег Барциц. – Ведь проблема в том, что на российском рынке постоянно представлены только два крупных абхазских винзавода. Малые предприятия испытывают огромные проблемы с транспортировкой и хранением своей продукции. Крупные сети ее не берут из-за отсутствия гарантий постоянных поставок и множества других нюансов. Торговый дом "Абхазия" в России может решить большинство этих проблем".
Все участники пресс-конференции сошлись в том, что VII Абхазо-российский деловой форум стал кардинально другим по сравнению с предыдущими и начал приносить реальные плоды в виде заключенных сделок, подписанных документов и открытых предприятий. Все это только начало.