Вторая родина заморских растений
Из книги "Сухумская опытная станция субтропических культур имени Николая Вавилова" и еще неопубликованной статьи академика и профессора Лесика Айба известно, что во второй четверти ХХ века под патронажем Всесоюзного научно-исследовательского Санкт-Петербургского института растениеводства в Абхазии началось изучение интродукции новых субтропических культур, чему способствовал мягкий климат страны.
Огромный вклад в эту работу внес знаменитый академик, генетик Николай Вавилов, по чьей инициативе в 1926 году было создано Сухумское отделение Всесоюзного института растениеводства, в дальнейшем преобразованное в Сухумскую опытную станцию субтропических культур ВИР.
Идею академика не только поддержал, но и профинансировал абхазский политический деятель Нестор Лакоба. В том же году ускоренными темпами начались масштабные работы по интродукции растений. На территории Абхазии открываются восемь опытных станций и исследовательские учреждения.
Самыми крупными из них были: абхазская табачная опытная станция, станция эфиромасличных культур и опытная станция защиты растений.
Выбор места в Абхазии определялся тем, что климат и почвы здесь более типичные для всей зоны влажных субтропиков Черноморского побережья Кавказа, и разведение субтропических растений имело в перспективе более широкие возможности, чем, к примеру, в Аджарии или Краснодарском крае.
В первые годы были завезены десятки видов растений из Китая, Японии, Средиземноморья и Австралии, где климатические условия по некоторым показателям схожи с абхазскими.
"Основная задача опытных станций – привлечение обширного материала по культурным растениям из субтропических и тропических стран земного шара и выделение видов для хозяйственного использования", — рассказал директор НИИ сельского хозяйства Академии Наук Абхазии Лесик Айба.
Интродукционный питомник сыграл немаловажную роль в том, что за сравнительно короткий срок в Абхазии была создана совершенно новая отрасль растениеводства – субтропическое сельское хозяйство. Свою вторую родину здесь нашли чаи из Юго-Восточной Азии, бамбуки, камфорный и ложнокамфорный лавр, лаковое дерево, олеандр, каменный и пробковый дубы, итальянская сосна и десятки видов других растений.
Если говорить цифрами, то с 1926 по 1992 год в Сухумской опытной станции субтропических культур было собрано свыше 45 тысяч образцов растений из 196 семейств. В первый же год открытия станции Сухумское отделение ВИРа получило участок земли в Сухуме площадью 30 гектаров, принадлежавший ранее лесопромышленнику из России Николаю Смецкому. В Абхазии он известен как человек, создавший дендропарк в Синопе. Дополнительно к этому участку было отведено еще около 30 гектаров бывших владений Бобринского, Кодобова и Рукавишникова.
На этих землях в основном высаживались растения древесных и кустарниковых пород, а спустя год станции была выделена еще одна территория, но уже в 60 гектаров в долине реки Гумиста. Там проводились работы по широкому размножению и изучению мировой коллекций растений.
Начиная с 1932 года, основные коллекционные и селекционные посадки субтропических культур проводятся на центральном участке станции в поселке Гулрыпш, куда после Великой Отечественной войны 1941-45 годов станция со всеми ее лабораториями была полностью переведена из дендропарка Смецкого.
За вклад в дело обогащения субтропическими культурами зоны влажных субтропиков Кавказа в 1976 году Сухумская Опытная Станция ВНИИРа была награждена орденом Трудового Красного Знамени, который был утерян во время Отечественной войны народа Абхазии.
Со временем ученые решили сузить круг изучения, и в процессе деятельности станции постепенно сокращалось количество исследуемых ею объектов. Исследователи сосредоточились на основных производственных культурах влажных субтропиков. Собранные культуры дали начало целому ряду новых научно-исследовательских организаций и совхозов.
Очаг виноградарства Кавказа
В 1930 году в Гудаутском районе был создан виноградный совхоз, который сыграл в дальнейшем большую роль в развитии этого направления в сельском хозяйстве. О том, что в Абхазии виноград произрастает с древнейших времен, свидетельствуют археологические находки, сделанные во время раскопок в конце XIX века у реки Дуаб (приток Моквы) палеоботаником Сухумского Ботанического сада профессором Альфредом Колоковским. Во время этих раскопок были обнаружены семена дикого и других видов винограда. Многие ученые считают, что Абхазия была очагом возникновения виноградарства на Кавказе.
Во второй половине XIX века ученый Баллас, описывая виноградарство в Абхазии, писал в своих заметках: "Почти вся Абхазия, в особенности западная ее часть, представляет собой огромный сад. Леса изобилуют ореховыми деревьями с вьющимися виноградными лозами. Их мощность была такая, что приносила по 300 пудов винограда в год".
Он также сообщал, что в 1881 году при проведении работ по борьбе с филлоксерой (вид вредителей — ред.), было обследовано свыше 260 тысяч кустов винограда, из которых пришлось уничтожить 70 тысяч. В этот период были предприняты попытки внедрить в Абхазию европейские и другие сорта винограда, что дало прогрессивное начало развитию виноградарства.
Было заложено свыше трех тысяч кустов разных сортов винограда, из них лучше всех прижились Семильон, Педро Хименес, Мускат белый и Изабелла американского происхождения.
Говоря о сортовом составе виноградников в советское время, от 80 до 90 процентов посадок занимали имеретинские сорта, и лишь незначительную площадь Изабелла и Акачич. Такой подход поставил под угрозу существование ценнейших аборигенных сортов абхазского винограда, которые к 1960 году оказались на грани исчезновения. В тот период на Сухумской опытной станции ВИРа по инициативе ученого Евгения Чамагуа была начата большая закладка коллекционных и маточных садов аборигенных сортов. Однако в связи с его скоропостижной кончиной работа была прекращена, а собранные материалы были утрачены.
В 2003 году в Институте сельского хозяйства возобновилась работа по сбору и созданию маточников местных сортов и форм винограда, которые представляют исключительный интерес как для науки, так и для производственных посадок.
Гибель и возрождение
К началу Отечественной войны народа Абхазии 1992-93 годов на Сухумской опытной станции была сосредоточена уникальная мировая коллекция, состоящая из 4 688 сортов и форм растений. Этому собранию был нанесен колоссальный ущерб во время боевых действий.
"В период Отечественной войны народа Абхазии материально-технической базе и генофонду растений был нанесен невосполнимый урон. Частично погибла коллекция лимона, винограда, плодовых, овощных, зернобобовых, эфиромасличных, табака и других однолетних и многолетних субтропических культур. Разграблены лаборатории, разрушены теплицы, оранжереи и парники", — говорится в статье директора НИИ сельского хозяйства Академии Наук Абхазии Лесик Айба.
Учитывая ущерб, нанесенный войной, и финансово-материальное положение опытных станций Абхазии после распада СССР, в целях сохранения и дальнейшего развития научных исследований в области сельского хозяйства был организован НИИ Сельского хозяйства Академии Наук Абхазии.
Институт, как и в советские годы, занимается сбором и сохранением местных аборигенных сортов и форм растений, интродукцией мировой коллекции цитрусовых, южных плодовых, винограда, киви, элитного табака и десятков других видов.
Особое направление в работе института за последние годы занимают исследования по получению чистопородной пчелы "абхазянки" и увеличению выхода меда с одного улья.
НИИ сельского хозяйства Академии Наук Абхазии — одно из крупнейших научных учреждений в области субтропического растениеводства не только в Абхазии, но и в ближнем зарубежье. В его структуру входит восемь научных экспериментальных участков и хозяйств. В институте работает свыше 90 научных сотрудников, 10 из них — кандидаты наук.