О целях и задачах института Уполномоченного по правам человека в Абхазии ведущему радио Sputnik Абхазия Бадри Есиава рассказал первый омбудсмен республики Дмитрий Маршан.
- Получается, что вы первый омбудсмен в Абхазии, а какая структура раньше занималась вопросами соблюдения прав человека?
— С 2007 года институт Уполномоченного по правам человека существовал при президенте Абхазии и возглавлял его Георгий Отырба. Институт создавался как временный орган, для того чтобы в Абхазии был принят закон об Уполномоченном по правам человека в рамках независимого, самостоятельного органа. В мировой практике в основном этот орган существует отдельно.
Полную версию радиоинтервью с Дмитрием Маршан слушайте здесь>>>
- Наверняка, вы еще до назначения занимались изучением ситуации в области соблюдения прав человека в стране, какую оценку можете дать по этому поводу?
— Дело в том, что институты Уполномоченного по правам человека были учреждены для того, чтобы государство максимально соблюдало права и свободы человека.
В связи с войной и победой Абхазии в ней была принята Конституция республики, в преамбуле которой указывается принцип коллективного права народа на самоопределение, от нее мы и исходим. Я бы хотел подчеркнуть, что все действия, которые были предприняты в этом направлении, они привели к тому, что в 2008 году была признана независимость Республики Абхазия. Тогда президент России Дмитрий Медведев подчеркнул, что единственная возможность, для того чтобы сохранить жизнь людей в Абхазии и Южной Осетии - признание их суверенитета. Конечно, у нас были проблемы, связанные с правом на жизнь, свободу, передвижение, но с момента признания у нас появилось больше возможности выражать свое мнение за пределами страны.
Сегодня, с учреждением этого института, мы будем разрабатывать структуру аппарата Уполномоченного и, если удастся заложить бюджет для его содержания, то с 1 января 2017 года мы в полном объеме приступим к формированию аппарата Уполномоченного и будем продвигаться в этом направлении вперед. В эту структуру будет входить отдел по защите конституционных прав, информационно-правовой отдел и, если бюджет позволит, будет создан экспертно-аналитический отдел.
- Дмитрий Зурабович, сейчас вы больше говорили о нарушениях прав граждан Абхазии за границей, а насколько они соблюдены внутри страны?
— Если у нас все было бы в порядке, я думаю, что Парламент в начале этого года не принял бы единогласно этот закон. Есть проблемы в правоохранительной сфере, в местах лишения свободы, со многими проблемами сталкивался бывший правозащитник в жилищных вопросах. Те проблемы, которые я озвучил, нельзя сказать, что носят массовый характер, но довольно-таки обращают на себя внимание.
- Вы уже распланировали первые шаги на этой должности?
— Да, у нас есть определенные планы, но я хотел бы обратить внимание на то, что пока еще нет даже рабочего стола, офиса, в котором Уполномоченный мог бы приступить к своим обязанностям. Если республиканский бюджет изыщет средства для этого института, то это будет первым шагом для создания аппарата и подбора необходимых кандидатур для полноценной работы.
- На ваш взгляд, в чем самая главная сложность этой работы и какие инструменты на вооружение у омбудсмена Абхазии?
— Самое сложное — это взаимодействие с исполнительной властью, на которую в основном жалуются наши граждане. Также хотел отметить, что много вопросов к судебной власти, но благодаря поддержке парламентариев и во взаимодействии с законодательной властью Уполномоченному удастся решить все эти вопросы.
Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Абхазия через мобильное приложение на ваших смартфонах и планшетах