Прошло две недели, как в Сухуме состоялся Седьмой абхазо-российский деловой форум, уже проанализированы и подведены его итоги. Самое время обозначить новые рубежи – те задачи, которые абхазские и российские деловые круги должны решить, двигаясь к следующему, восьмому по счету совместному форуму.
Полагаю, что главным итогом взаимодействия абхазских и российских чиновников, экспертов и представителей бизнеса стала в текущем году работа по внедрению конкретных проектов. Фактически можно говорить о переходе в двусторонних экономических отношениях к новому качеству.
Так, по мнению модератора основного круглого стола форума, посвященного формированию в Республике Абхазия инвестиционной стратегии и соответствующего делового климата, директора Института ЕАЭС Владимира Лепехина, "найдена оптимальная формула взаимодействия абхазского и российского деловых кругов – это формирование субъекта, имеющего необходимые полномочия и несущего конкретную ответственность за формирование благоприятного делового климата и необходимой инвестиционной среды в Республике в формате двух партнерских Инвестиционных агентств".
Подтверждением этого факта стали, во-первых, презентация в рамках форума государственного Инвестиционного агентства Республики Абхазия, во-вторых, представление и обсуждение тех конкретных проектов, которые были запущены в Абхазии за последний год при участии деловых кругов России. В-третьих, состоявшийся в ходе форума процесс подписания уже российским ООО "Инвестиционное агентство" целого ряда договоров о сотрудничестве и займах (на сумму свыше 500 млн. рублей) с представителями абхазского бизнеса.
За прошедший год Инвестиционное агентство Абхазии подготовило и осуществило комплекс необходимых исследований и подготовило концептуальные предложения по развитию делового климата в Абхазии на высоком профессиональном уровне.
Были озвучены основные концептуальные подходы руководства Минэкономики и Инвестиционного агентства к формированию соответствующего делового климата в республике, совершенствованию нормативной базы инвестиционной деятельности, обеспечению безопасности инвестиций и тому подобное.
Изложена "дорожная карта" инвестиционной деятельности и механизм инвестиционного плана под названием "25 шагов", а также дана краткая характеристика основных инвестиционных проектов, реализуемых в республике или готовящихся к запуску.
В результате этой работы созданы условия для привлечения в Абхазию зарубежных инвестиций, капитализации имеющихся в республике активов, совершенствования нормативной базы и практической реализации инвестиционных проектов.
В ходе обсуждения доклада главы Инвестиционного агентства были также затронуты вопросы, касающиеся стыковки Инвестиционного плана Минэкономики Абхазии с разработанной в 2015 году и принятой правительством страны "Стратегией социально-экономического развития Республики Абхазия до 2025 года", проблемы совершенствования действующего в Абхазии закона "Об инвестиционной деятельности", а также государственной поддержки инвестпроектов. Были высказаны предложения по совершенствованию инновационной деятельности в республике и, в частности, о необходимости более активного использования интеллектуальных ресурсов соответствующих экономических кафедр университета в Сухуме.
В частности, Институт ЕАЭС предложил создать на базе университета новый учебный курс по проблемам экономической интеграции и управления интеграционными процессами, а также по разработке инвестиционных и иных совместных программ с ориентацией на привлечение к их реализации молодежи Абхазии и студентов. Например, специализированного "Студенческого инновационного технопарка".
Среди относительных минусов в работе по формированию делового климата был отмечен такой факт, как недостаток информации в открытом доступе о том, как работает Инвестиционное агентство и какие конкретно инвестиционные и иные совместные проекты реализуются в Республике Абхазия. Были высказаны пожелания к кабинету министров об оперативной подготовке информационных материалов для СМИ по экономическим проектам и планам и их публикации на сайте правительства.
На что, с моей точки зрения, следует обратить внимание в дальнейшей работе Инвестиционного агентства республики и Министерства экономики Абхазии?
Необходимо акцентировать внимание на совершенствовании системы государственных гарантий для инвесторов, в том числе путем развития нормативной базы в стране, совершенствования института третейского суда, в частности, работы Арбитражного суда СНГ.
С учетом уже подписанных с российскими кампаниями соглашений и начала реализации конкретных проектов, например, в сфере сельхозпроизводства (проекты "Абхазские сады", "Кындыг-агро" и другие), важно пропагандировать положительный опыт, а также оказывать пионерам совместных бизнесов моральную и иную поддержку.
Помимо этого необходимо активизировать роль государства и правительства Абхазии в привлечении как внешних, так и внутренних инвестиций. По мнению участников круглого стола, государство, обладающее конкретными активами, должно стать одним из приоритетных инвесторов в экономику Абхазии. В частности, следует обеспечить ускорение формирования реестров государственных активов и расширения возможностей российских инвесторов в области приобретения в республике жилья и недвижимости и их правовой защиты, а также решить целый ряд вопросов, связанных с подготовкой в Абхазии квалифицированных кадров и привлечением в республику соответствующих менеджеров.
В ходе форума было отмечено, что на сегодня существуют три основных формата привлечения иностранных (российских) инвестиций, каждый из которых имеет право на существование в Абхазии: государственное Инвестиционное агентство, акционерная Корпорация развития (в режиме государственно-частного партнерства при участии банка-партнера) и технопарки, предполагающие долевой участие государства или муниципалитетов в предприятиях любой формы собственности.
Понятно, что до формирования в Абхазии полноценных и эффективных корпораций развития с участием зарубежных инвесторов страна должна проделать определенный путь, но дело, кажется, сдвинулось с мертвой точки: в правительстве Республики Абхазия появилось понимание важности институционального обеспечения экономического развития с использованием уже наработанных в той же России технологий и нормативной базы.