СУХУМ, 30 ноя — Sputnik. Президент Турции подчеркнул, что войска его страны вторглись на территорию Сирии не для того, чтобы завоевать новые территории, а для того, чтобы свергнуть деспотичный режим Асада. Пресс-секретарь главы РФ Дмитрий Песков заявил, что слова Эрдогана по поводу свержения режима сирийского лидера Башара Асада стали новостью для Кремля, сообщает Sputnik Таджикистан.
По его словам, это заявление диссонирует с предыдущими.
"Заявление, которое диссонирует с нашим пониманием ситуации как государства, вооруженные силы которого единственные находятся в легитимном режиме на территории Сирийской Арабской республики, на основе обращения соответствующего легитимных властей, это очень важно помнить", — заявил Песков.
"Мы, безусловно, надеемся, что в ближайшее время поступят какие-то разъяснения на этот счет от наших турецких партнеров", — сказал пресс-секретарь российского президента. Однако политолог и журналист Максим Шевченко убежден, что к словам Эрдогана стоит относиться с пониманием. Он заметил, что президент Турции никогда нам ничего не обещал относительно Асада. Его позиция остается неизменной. "Постоянное нахождение у власти в Сирии Асада — это не предмет российско-турецких отношений.
Напомню, что и Россия никогда не говорила, что Асад должен вечно оставаться у власти. Это абсурд. А власти России не поддерживают абсурдные позиции", — говорит Шевченко. Кроме того, он напомнил, что Эрдоган сделал это заявление на конференции палестинского единства, где нет сторонников Асада, а значит, он преследовал локальные задачи. "Он должен сохранить лицо перед своими спонсорами — арабским миром. И потом, создается впечатление, что есть какие-то тайные договоренности: успехи коалиции (Россия, Иран, Сирия и Ливан) в Халебе (Алеппо — ред.) в обмен на Мосул, где очень много нефти.
Это видно по успехам в Алеппо. Турция практически перестала поддерживать оппозиционные Асаду силы в этом регионе", — подчеркнул эксперт. Напомним, что Турция начала военную операцию в Сирии 24 августа 2016 года. На тот момент власти этой страны называли целью операции борьбу с контролировавшими турецко-сирийскую границу террористами из "Исламского государства" и вооруженными формированиями курдов, якобы связанными со считающейся в Турции террористической "Рабочей партией Курдистана".
Сирия после вторжения обвинила Турцию в нарушении суверенитета. Станислав Притчин, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, согласен с Максимом Шевченко в том смысле, что нужно понимать, где Эрдоган сделал столь серьезное заявление.
"Он любит делать громкие заявления, чтобы его видели, любит напоминать о себе. Но нужно объективно понимать, что это полное противоречие тому, что делает Россия в Сирии. Этот вопрос должен быть обсужден между Путиным и Эрдоганом. Пока больше вопросов, чем ответов", — заметил Притчин. Также он выразил сомнения в том, что Турция совершает верные действия, поскольку Россия осталась чуть ли не единственным партнером Турции. "Отношения с ЕС и США испорчены, а Россия вновь открывает для Турции свои продовольственные рынки, туристы поехали в Турцию — и тут такое заявление", — подытожил он.