Прошлое и настоящее Сухумского вокзала в материале корреспондента Sputnik Владимира Бегунова.
В Управлении абхазской железной дороги Sputnik сообщили, что круглую дату отмечать не собираются.
"Была у нас мысль отметить, но как, и зачем?— говорит замдиректора управления АЖД Игорь Маргания. – Реконструкция здания заморожена. Госуправление по транспорту расторгло договор с подрядчиком, никаких прогнозов на будущее нет. Собраться и походить вокруг забора? Безрадостная дата".
Открывали же его с помпой. В середине прошлого века он считался крупным. По классификации тех времен, к этой категории относились вокзалы, рассчитанные на одновременное пребывание от пятисот до тысячи человек.
Из плюсов Сухумского вокзала Министерство путей сообщения СССР в книге "Новые вокзалы" (1957 год) отмечало, что его зал ожидания для пригородных пассажиров изолирован от пассажиров дальнего следования и имеет отдельные кассы. А несколько выходов на перрон тогда считались новаторством и рекомендовались при строительстве подобных зданий в других городах Советского Союза.
Проектировали вокзал архитекторы Леван и Лола Мушкудиани. Фасад облицовывали мрамором и гранитом. Окна, кассы изготавливались из каштана. Пол ресторана был покрыт паркетом. За эту роскошь строителей пожурили. Стоимость отделочных работ в 1951 году дошла до неприличных 24% от общих затрат на строительство, а кубометр здания обходился казне в 315 рублей. Архитекторам указывали, что в композиции излишни башня со стороны привокзальной площади и бельведер (легкая постройка на возвышенности с хорошим обзором – ред.) у перрона. Недостатком тогда считалось и большое количество отдельно стоящих зданий, которые якобы ухудшают обслуживание пассажиров.
Сегодня Сухумский вокзал отмечает свой день рождения за металлическим забором, поставленным в марте 2016 года. Тогда госкомиссия посчитала, что восстановление крыши обойдется примерно в 30 миллионов, а полная реконструкция – в миллиард рублей.
Железнодорожный вокзал в Сухуме был разрушен во время грузино-абхазской войны. Движение поездов тогда полностью прекратилось, а само здание использовалось как склад боеприпасов. Полноценное движение восстановилось только в 2004 году. Зимой Сухумский вокзал принимает поезд из Москвы раз в четыре дня, летом — по два состава в день из Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода и Воронежа. Пассажирский поток сильно разнится в зависимости от месяца. В январе 2016 года вокзал принял девять тысяч пассажиров, в феврале эта цифра упала до двух тысяч. Летом количество людей, приезжающих в столицу Абхазии, вырастает от 40 тысяч в июне до 100 тысяч в августе.
Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Абхазия через мобильное приложение на ваших смартфонах и планшетах