Как выглядела гагрская крепость и Сухум-Кале стапятидесятилетней давности, Sputnik сделал подборку картин и рисунков художников XIX века.
Sputnik, Владимир Бегунов.
Гагрская крепость много раз разрушалась, восстанавливалась и была практически полностью уничтожена во время наводнений в 1940-х годах. Сейчас от нее мало что сохранилось. О том, как она выглядела, можно судить по картине Никанора Чернецова "Крепость Гагра в Абхазии". Она написана в 1837 году. В XIX веке Никанор Григорьевич был известным художником, путешествовал по России, Европе, Ближнему Востоку и писал пейзажи многих мест, где бывал. Его брат Григорий тоже был художником. Сам Никанор Чернецов дружил с Пушкиным. Его картина "Дарьяльское ущелье" (1832 год) висела в кабинете Александра Сергеевича.
У Чернецова есть еще два рисунка: на одном гагрская крепость изображена вблизи, с берега, на втором – развалины храма в Гудауте.
Бывали в Абхазии баталист Илларион Прянишников, оставивший много рисунков обороны Севастополя 1854-1855 годов и портретист Николай Ярошенко, но Абхазию на своих картинах они не запечатлели.
Про визит Репина в Сухум существует легенда. Якобы художник познакомился с местным жителем Бидой Чхамалия и написал два его портрета. Один подарил самому Чхамалия, другой оставил себе. Из двух картин одна, по легенде, утеряна в 1942 году, а вторая хранится в частной коллекции в Финляндии. Однако как-то подтвердить эту информацию или опровергнуть сложно. Во всяком случае, упоминаний о полотне "Красавец абхаз" найти в литературе по Репину не удалось.
Другие абхазские работы художника тоже не известны. О его визите в Страну Души напоминает лишь строчка из переписки: "Сухум мне так понравился, что я даже хотел купить там кусочек земли, но дальность расстояния не позволила мне осуществить этого".
Такие же планы были и у автора "Апофеоза войны" Василия Верещагина, который купил дачу в поселке Нижняя Эшера, но бывал там редко. С мечтой о переселении в Абхазию на постоянное место жительство он расстался по той же причине, что и Репин – Абхазия тогда была слишком оторвана от мира.
Поездка превращалась в долгое и тяжелое путешествие, корреспонденция поступала нерегулярно, что было неприемлемо для всемирно известного художника, чья жизнь состоит из поездок, выставок и переписки с коллегами.
Рисунок Айвазовского "Русская эскадра у берегов Абхазии", сделанный в 1840 году не дает четкого представления о конкретном месте. Если бы не подпись самого художника на листе, его невозможно было бы идентифицировать. На рисунке мы видим только горы, спускающиеся вплотную к морю и эскадру кораблей, идущую вдоль берега. Иван Константинович писал много морских кавказских пейзажей, но сложно сказать, связаны ли какие-то из них с Абхазией.
Сохранились два вида Сухума конца XIX века Петра Верещагина и Льва Лагорио. На обоих можно рассмотреть набережную, усаженную кипарисами – признак Сухум-Кале того времени. Картина Лагорио датирована 1873 годом, полотно Верещагина тоже 1870-х годов. Петр Верещагин не прибывал в родстве с известным художником-баталистом Василием Верещагиным, как можно подумать. У него тоже был брат художник Василий Верещагин, но они были просто однофамильцами.
В начале ХХ века в Абхазии распространилась фотография, и многие виды того времени можно увидеть на открытках и фотоснимках того времени. А вот абхазские пейзажи XIX века нам известны только по немногочисленным работам художников.