Как содержат, кормят и дрессируют караульных собак, наблюдал на российской военной базе в Гудауте корреспондент Sputnik.
Sputnik, Владимир Бегунов.
Фуфайка условного врага
Ротвейлер Гучи кидается на мнимого нарушителя и впивается ему в руку. Солдат, одетый в специальный защитный костюм и фуфайку, изображающий диверсантов, пытается сбросить собаку, но тщетно. По замыслу тренировки, злоумышленник пытался поджечь склады, но попал в зубы Гучи. Проходит минута, две. Отцепить пса удается только вместе с фуфайкой, а потом долго вырывать одежду у него из зубов. Караульная собака свое дело знает, нарушитель не должен уйти.
В конце 2015 года на Седьмой российской военной базе Южного военного округа в Гудауте построили кинологический городок. Тогда же из центра служебного собаководства российской армии в подмосковном Дмитрове завезли первых собак: среднеазиатскую овчарку Чапу четырех лет, восьмилетнего кавказца Ленокса и шестилетнего ротвейлера Гучи. Это только начало, городок рассчитан на шестнадцать псов. Сейчас трех четвероногих питомцев дрессируют для охраны особо важных объектов.
Пока Гучи героически боролся с условным врагом, Ленокс и Чапа вместе со своими наставниками преодолевали препятствия.
"Собак готовят для охраны базы, — рассказал командир отделения вожатых караульных собак старший сержант Григорий Колесниченко. – У нас есть склады и другие особо важные объекты, на которых требуется повышенная охрана, особенно в ночное время и во время сложных погодных условий".
Пес с характером
Живут хвостатые и их вожатые по расписанию: завтрак, уборка вольеров, тренировка.
"Кормим мы их два раза в день, — рассказывает вожатый среднеазиатской овчарки Чапы, рядовой Дмитрий Епихов. – По триста граммов корма утром и вечером".
Питание меняется: неделю собаки едят специализированный сухой корм, неделю их кормят обедом, приготовленным на кухне. Собаки военные и их рацион, как и все в армии, строго расписан: шестьсот граммов крупы, четыреста мяса и триста граммов овощей.
У каждого четвероногого охранника базы свой характер.
"Ленокс никогда не наедается, — говорит вожатый кавказской овчарки, рядовой Павел Царев. – Он очень упертый. За еду выполнит любую команду, закончился корм – может стать агрессивным и кинуться на человека".
Видео об этом смотрите здесь >>
На тренировку его вывели последним. В прошлый раз во время отработки команд он решил показать характер и отказался слушать вожатого, начал проявлять агрессию. Минут пятнадцать Ленокс с тоской взирал, как из вольеров выводят других собак и дают им лакомство после выполнения заданий. Наконец и его вывели на тренировочную площадку. Огромный "кавказец" решил вести себя смирно и не проявлять норов, хотя время от времени любопытство тянуло его обнюхать штатив нашей камеры. Пес всячески давал понять своему наставнику, что неплохо бы сменить задачу и выяснить, что это за загадочная штука на площадке.
В этом отношении вожатому среднеазиата Чапы, Дмитрию Епихову повезло больше.
"Это самая добрая и спокойная собака из троих, — признается Дмитрий. – Таких номеров, как Ленокс, она не выкидывает".
Фен для собак
Кинологический городок в Гудауте построен со всевозможными удобствами: просторные вольеры, оборудованная тренировочная площадка, специальные карантинные вольеры, куда переводят собак, если те, не дай бог, заболеют. Мало того, у собак есть своя кухня, где вожатые готовят им еду. Каждому псу полагается именная миска. Купают "бойцов" в настоящей ванне."Сначала собак на смотровой площадке осматривает ветеринар, — рассказывает Григорий Колесниченко. — Затем их моют в ванне, вытирают полотенцем и сушат специальным феном".
В паспорте каждого пса множество разнообразных сведений: кличка, пол, возраст, место рождения, перемещения по стране, прививки, темперамент и состояние здоровья. Кроме того, каждые полгода собака проходит экзамен перед специальной комиссией. Оценки и номер диплома, выдаваемого на их основе, также заносятся в паспорт.
Как рассказывает вожатый Чапы Дмитрий Евпихов, караульные собаки проходят два курса подготовки: общий и специальный. В общий входят основные команды: сидеть, лежать, стоять, рядом. После того, как пес их освоит, начинается специальный курс дрессировки. Он состоит из умения работать на посту, задерживать нарушителя и тому подобное. Все четко документируется. В паспорте каждой собаки есть, графа, как она облаивает нарушителя, на каком расстоянии, пугается ли выстрела, берет ли корм из чужих рук.
Проблема гудаутской военной базы в том, что у собак каждые полгода меняются вожатые.
"С караульными собаками занимаются солдаты-срочники, — говорит командир отделения вожатых караульных собак, старший сержант Григорий Колесниченко. – Они полгода проходят подготовку в "учебке" и полгода работают с животными здесь. Четвероногие только успеют привыкнуть к вожатым, а парням уже на дембель нужно уходить. Приходят новые солдаты. Снова нужно привыкать друг к другу".
По идее, кинологами должны быть контрактники, но их пока нет.
Пока мы осматриваем городок и беседуем с командиром, условный диверсант зашил потрепанную фуфайку и снова попытался "поджечь" условный склад, но и эта попытка оказалась провальной. Гучи сработал молниеносно и снова вцепился в руку "злоумышленника".