О проблемах современного абхазского кинематографа, работе молодых специалистов, создании союза молодых кинематографистов в Абхазии и о новых проектах рассказала корреспонденту Sputnik Асиде Квициния молодой сценарист Занда Какалия.
— Расскажи, почему ты выбрала профессию сценариста?
— Меня всегда привлекал мир кино, с самого детства. А также я была сильно увлечена рассказами, любила сочинять разные сюжеты, представляя их в картинах кино. Я всем говорила, что хочу стать режиссером, тогда моя мама рассказала мне, что профессия сценариста объединит два моих увлечения и подойдет мне гораздо больше. Можно сказать, так я нашла профессию мечты.
— Ты мечтала стать сценаристом, почему в таком случае ты училась на юриста?
— У меня в семье есть юристы и было решено, что я тоже буду поступать на юридический, да и выбора особо не было. Несмотря на то, что мне эта профессия никогда не нравилась, я окончила юридический и еще два года работала в строительной фирме по специальности.
— Когда ты решилась так кардинально изменить свою жизнь?
— Продолжая работать в этой сфере, я мечтала уехать и заниматься тем, что мне действительно нравится. Но я не знала, как мне это сделать, с кем поговорить, к кому обратиться, да и возможно ли это вообще. Так по счастливому случаю я познакомилась с режиссером Адой Квирая, которая посоветовала мне поступать на высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерскую Одельша Агишева и Эльер Ишмухамедова. Мы готовились с ней вместе к поступлению, и это было большим счастьем для меня, когда я узнала, что меня приняли.
— Много ли в Абхазии людей твоей профессии?
— Именно сценаристов с профильным образованием у нас нет. И в моем университете были удивлены, что я из Абхазии, потому что в этой сфере они никого еще из Абхазии не встречали. Чаще всего, связывая себя с миром кино, многие наши студенты поступают на режиссеров.
— После учебы была ли у тебя возможность остаться в Москве? И почему ты решила вернуться обратно?
— На самом деле, возможность остаться в Москве у меня была. Я могла начать там работать, но в России эта сфера уже развита, а мне хочется добиться чего-то на своей родине и внести свой вклад. При поступлении мне казалось, что у нас нет людей, которые занимаются развитием киноиндустрии. Но после возвращения домой я была уверена, что найду ребят, которые, как и я, серьезно займутся развитием киноиндустрии.
— Твои надежды оправдались? Смогла ли ты найти единомышленников?
— Да, летом 2015 года я познакомилась с ребятами, которые уже закончили обучение или учатся в этой сфере. Мы, как сиротки, нашли друг друга, и уже осенью 2015 года мы создали национальный Союз кинематографистов. 15 человек объединяет этот союз, семеро уже активно снимают и работают над своими проектами, остальные все еще учатся, и мы их с нетерпением ждем.
— Что было дальше?
— Создав этот союз, мы поняли, что назад дороги нет, и нам необходимо двигаться вперед. 2016 год был годом писателя Михи Лакрба, и мы решили посвятить киноальманах его творчеству. Каждый режиссер взял себе по новелле, я немного изменила их, переведя новеллы на киноязык, так и начались первые шаги нашего Союза кинематографистов. Подготовив идею и сценарии, летом мы встретились с президентом Абхазии, он обещал поддержать нас финансово, чтобы у нас была возможность воплотить эту идею в жизнь.
— Насколько мне известно, съемки новелл еще не начались?
— Да, мы провели кастинг, набрали команду, актеров и все, что необходимо для съемок, но перечислений до сих пор нет, и работу пришлось приостановить. Нам нужна небольшая сумма для съемок, мы попросили только для самого необходимого. Несмотря на то, что кино требует каких-то трат, оно имеет колоссальную силу и несет большой смысл. Силу кино нельзя не брать в расчет, оно влияет как на людей, так и на мир в целом. Кинематограф в Абхазии недооценивают и, может, поэтому нас не воспринимают всерьез.
— Как вы собираетесь поступить, в случае если эта проблема не тронется с места?
— Мы напоминали о себе не раз, нам уже говорили, что лучше искать в других местах, среди спонсоров и инвесторов. Но мы все еще надеемся на поддержку государства и активно пока не занимаемся этим.
— Подходит ли Абхазия для съемок большого кино?
— На мой взгляд, лучшего места придумать невозможно. Тут можно просто взять камеру и пройтись по улице, это уже будет красиво и интересно. У нас есть все условия, чтобы снимать любое кино. Также и люди здесь очень талантливые. Часто, снимая тот или иной фильм, мы берем людей, не имеющих ничего общего с кино, для массовки буквально с улиц. И они всегда так уверенно и гармонично смотрятся в кадре, не стесняясь, и с удовольствием они исполняют любую роль. Мне кажется, это отличительная черта абхазского народа — иметь такой большой талант во всем.
Сферу кино в нашей стране необходимо развивать, пока ее не облюбовали посторонние. Это уже происходит, замечая природу и локацию Абхазии, сюда все чаще приезжают иностранные режиссеры, и нам становится обидно, что это снимаем не мы. Они создают свои продукты, которые потом увозят с собой, а наш кинематограф от этого лучше не становится. Несмотря на то, что мы рады тому, что у нас снимают фильмы и сериалы, но никакой большой пользы мы от этого не имеем. Даже если у нас снимут 20 фильмов, это никак не повлияет на развитие абхазского кинематографа.
— Какие еще проекты вы рассматриваете на ближайшее время?
— Летом мы хотим организовать международный фестиваль. Пригласить участников из разных стран с их работами, у нас уже есть некоторые договоренности, с педагогами, которые приедут на этот фестиваль, с известными режиссерами. Мы хотим предложить им поучаствовать в жюри и показать несколько мастер-классов нашим молодым специалистам. Также мы хотим показать и свои фильмы, мы не останавливаемся и даже без поддержки стараемся двигаться вперед.
— На твой взгляд, станет ли кино востребованным в Абхазии? И какие главные плюсы оно может нам принести?
— Если развивать кино в правильном направлении, оно может поднять имидж Абхазии, поведать миру о ее богатой истории и уникальной культуре. Основываясь только на этом, можно воплотить в жизнь истории, которые будут показывать Абхазию настоящую. Ведь Абхазия — это не мандарины, это благородство и чистота, это добрые люди.
Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Абхазия через мобильное приложение на ваших смартфонах и планшетах