Историк Сослан Салакая рассказал корреспонденту Sputnik Абхазия Бадраку Авидзба об исторических предпосылках и последствиях подписания Союзного договора между Абхазией и Грузией в 1921 году.
— Сослан Шотаевич, какое значение имел Союзный договор Абхазии и Грузии, подписанный 16 декабря 1921 года?
— Договор 1921 года, сыграл значительную роль в судьбе абхазского народа и абхазской государственности. Как известно, абхазские большевики, после победы советской власти в 1921 году, настаивали на восстановлении абхазской государственности и добились того, что республика была провозглашена Абхазской Советской Социалистической Республикой. Это означало, что Абхазия становится независимым государством, но был нюанс. Руководители Абхазии, как и руководители других формально независимых государств были коммунистами и не скрывали ведущей роли Российской компартии и Ленина.
Грузия достаточно долго не хотела признавать независимую Абхазию. Руководство компартии Грузии выдвигала разные проекты, по которым фактически Абхазия была бы в ее составе. И лишь настойчивость абхазских большевиков и понимание, что это приведет к ненужному обострению, послужило согласием независимости Абхазии.
Через два месяца после подписания Союзного договора, Ревком Грузии принял декларацию о независимости ССР Абхазии. Но уже в начале лета, на пленуме Кавбюро, на котором присутствовал Сталин, фактически, с этой самостоятельностью было покончено. Потому, что Кавбюро приняло решение о нецелесообразности существования самостоятельной ССР Абхазии и необходимости заключения договора с Грузией, причем вести партийную работу в объединении Абхазии с Грузией на правах автономной республики.
— Какие основные положения были в Союзном договоре между Абхазией и Грузией?
— Это был межгосударственный военный, политический и экономический союз между ГССР и ССРА. Абхазия сохраняла внутреннюю самостоятельность, но экономические, военно-стратегические вопросы решались совместно. В области государственности, это был равноправный договор, но нельзя забывать о том, что руководство Абхазии было партийным, а в партии существовал так называемый принцип демократического централизма, когда указания сверху обязательны для исполнения. Не смотря на то, что в Конституции был прописан целый ряд в последствии принятых законов, что Абхазия и Грузия объединяются на основе особого договора, в партийном отношении Абхазию фактически загнали в состав Грузии. Наша сторона стремилась создать абхазскую компартию, поскольку каждая союзная республика имела свои компартии. Под нажимом Сталина и Орджоникидзе, созданную компартию Абхазии ввели в состав компартии Грузии. Был абхазский ОБКОМ компартии Грузии. Хотя у нас было свое правительство, свои законодательные органы, Конституция, флаг, герб и другая атрибутика, которой не было у автономий, к сожалению в партийном отношении, мы были подчинены Грузии. И это оказалось тем самым обстоятельством, которое довлело над республикой и в конце концов к включению в состав Грузии.
— Расскажите какие другие последствия имел для нашей республики этот документ?
— Конечно, ни Сталин ни Берия ни Орджоникидзе не имели планов создать абхазскую государственность, но так уж получилось, что благодаря их планам включить Абхазию в состав Грузии, после развала СССР Абхазия получила свой шанс, которым смогла воспользоваться. Это не значит, что они этого желали, само собой нет. К сожалению, грузинское лобби было достаточно сильным в Москве. Многие видные руководители компартии были грузины, и они стремились подавить абхазскую самостоятельность. Тем более в своих первых работах Сталин писал о том, что все народы Советского Союза должны слиться в один народ: но что делать с таким неразвитым народом как абхазы, которым сразу трудно влиться в русский народ? у них не хватает, как он писал, культурного, экономического развития. Поэтому, как он считал абхазам надо слиться в чуть более культурный грузинский народ, ну а потом уже влиться в единое советское общество. Планы конечно у Сталина были очень широки и в конце концов Сталин на время осуществил свою задумку в виде объявления абхазов этнографической группой грузин, перевода на грузинский язык обучения, активное вселение в абхазские села грузин. Это все делалось для того, чтобы окончательно растворить абхазский народ. К счастью до смерти Сталина это им осуществить не удалось, ну а затем было признано, что абхазы это отдельный народ. Договор от 16 декабря 1921 года был первым шагом к этому, хотя с другой стороны, можно понять и абхазских руководителей, у них был выбор или заключить договор с Грузией или включиться в качестве автономной области в составе России. Было понятно, что Абхазия самостоятельно существовать не могла в тот период, на мой взгляд, лучшим вариантом был тот, что предлагал Ефрем Эшба, который в начале ноября 1921 года говорил о необходимости включить Абхазию в качестве четвертой республики в состав Закавказской Федерации. И может быть, тогда, после того, как в 1936 году Закавказская Федерация была распущена, Армения, Грузия и Азербайджан получили отдельные статусы. Если и Абхазия входила бы в эту Федерацию, то возможно и она сразу получила бы статус Союзной Республики и после развала СССР получила бы мировое признание. Но изменить прошлое, к сожалению нельзя, мы можем говорить лишь, о том, что было бы лучше для нас.