О том, что изменилось в политике Турции за прошедший после попытки госпереворота год, как события годичной давности влияют на абхазских предпринимателей, в чем польза Абхазии в дружбе между Россией и Турцией, рассказал корреспонденту Sputnik бывший депутат Народного Собрания Абхазии, репатриант из Турции, предприниматель Сонер Гогуа.
Sputnik, Амра Амичба.
Совершенно случайно Сонер Гогуа вылетел из аэропорта Ататюрка в Сочи последним рейсом 15 июля 2016 года.
"Для меня это событие незабываемо, — сказал Гогуа. – Как стало известно потом, буквально через 15 минут после нашего вылета солдаты ворвались в аэропорт для захвата. После приземления в Адлере мне поступили сообщения на телефон о 30 вызовах. Стали звонить родственники, друзья. Я думал, что-то случилось. Родственники сказали, попытка захвата власти. Идет стрельба, все это было неожиданно".
По его мнению, ничего не предвещало таких масштабных действий.
"По истории знаем, что обычно такого рода переворотам предшествуют митинги, стрельба, драки, когда становится понятно, что по каким-то причинам готовится такая попытка. А здесь все неожиданно", — считает он.
Гогуа отметил, что многочисленные эксперты уже много написали о возможных причинах и предпосылках, но для него же всегда важны результаты.
"Что произошло в Турции после этой попытки? Эрдоган — сильный политик в Турции, который больше 15 лет держит власть в руках. После 15 июля мы видим, что изменилось. В первую очередь объявлено чрезвычайное положение. Сначала на три месяца объявили, потом продлили, и до сих пор продолжается. А это означает, что без суда и судебных процессов силовые структуры могут арестовать любого человека, закрыть любую компанию, политическую партию и так далее. Для развития экономики и других дел – это мешающий нюанс, — уверен Сонер Гогуа. — Какой бизнесмен может сегодня деньги в банках держать или думать об инвестициях, когда в стране чрезвычайная ситуация".
Он рассказал, что до сих пор продолжаются ежедневные аресты людей, подозреваемых в участии в госперевороте.
"Потом доказывается, что фактов нет, половина выпускается на свободу, другие остаются. Такая политическая нестабильность продолжается до сегодняшнего дня, — заметил Гогуа. – Турция меняет форму государственного управления. Теперь вся власть будет у одного человека. В стране был референдум, где жители проголосовали за президентскую форму правления. Раньше же в Турции были разные силы, которые друг друга уравновешивали – армия, администрация президента, парламент, Объединение университетов как демократический институт - они всегда поддерживали, помогали, иногда останавливали друг друга, но был какой-то баланс. А сегодня нет этого баланса. Сегодня все полномочия находятся на руках президента Турции".
При этом Гогуа отметил, что Эрдоган пользуется большой поддержкой у жителей страны, даже попытка госпереворота была предотвращена после обращения президента.
"По телефону он смог выйти в эфир по одному из телеканалов и призвал выйти народ на улицы и остановить мятежников во имя будущего Турции. После его выступления миллионы людей вышли на улицы и встали прямо перед танками, не давая возможность проехать. Это, конечно, исторический факт", — признал бывший депутат.
По его мнению, события годичной давности повлияли на проживающую в Турции диаспору и на Абхазию в вопросах репатриации, бизнеса.
"Среди представителей диаспоры есть те, кто работает в силовых структурах, милиции, службе безопасности, возглавляют крупные компании. А воздушную армию Турции возглавляет этнический абхаз – Гечба, — заметил Сонер Гогуа. — Есть и те, кто пострадали из-за этой попытки госпереворота: те, кто снят с работы, есть и те, кто работает с сегодняшней властью. Абхазо-адыгская диаспора в Турции огромна, она находится на разных уровнях".
По словам бизнесмена, товарооборот между Турцией и Абхазией уменьшился после этих событий.
"По понятной причине: банковская система после попытки госпереворота определенное время не работала. И само доверие предпринимателя пошатнулось. Даже сегодня частично есть опасения, честно говоря. За товар из Турции мы осуществляем стопроцентную предоплату стоимости. В это же время может произойти любой форс-мажор. Например, деньги застряли там, а товар не отправили. Рискуем, так как пока ситуация не наладилась. Я как предприниматель какие-то платежки, деньги иной раз не хочу держать, в любое время банк может обанкротиться или его закроет государство – национализирует. Я не говорю, что такое может быть, но полномочия у государства есть. И это создает некоторые неудобства для наших бизнесменов, в том числе, для представителей диаспоры", — отметил Гогуа.
Предприниматель считает, что наряду с Россией Турция — один из главных партнеров Абхазии как в экономическом, так и в политическом плане.
"Политически – имею в виду, что там проживает наша многочисленная диаспора. Налаживание отношений между Россией и Турцией хорошо для абхазов и для Абхазии. В истории Абхазии так было всегда. Были времена, когда Абхазию поддерживала или Османская империя или Российская империя. Из-за этого всегда страдала Абхазия. Потому что, когда Абхазия поддерживала одну сторону, с другой страной всегда портились отношения. Когда между двумя этими странами стабильные отношения - это однозначно в нашу пользу", — подчеркнул Гогуа.
15 июля 2016 года поздно вечером руководство Турции объявило о попытке военного переворота в стране. Президент Реджеп Тайип Эрдоган назвал происходящие события попыткой мятежа небольшой группы военных.
В ночь на 16 июля в Турции группа мятежников совершила попытку военного переворота. Основное противостояние развернулось в Анкаре и Стамбуле. Согласно данным, 246 турецких граждан погибли, не считая мятежников, более 2 тысяч человек получили ранения, мятеж был подавлен. Власти Турции обвинили проповедника Фетхуллаха Гюлена в причастности к попытке переворота и потребовали от США его экстрадиции. Сам Гюлен тогда осудил мятеж и заявил о своей непричастности.
Премьер-министр Турции Бинали Йылдырым сообщил, что после попытки госпереворота в стране задержаны свыше 40 тысяч человек, более 20 тысяч арестованы, более 79 тысяч сняты с должностей. Премьер также заявил, что более 4,2 тысячи компаний и организаций были закрыты из-за предполагаемой связи с оппозиционным проповедником Фетхуллахом Гюленом.
После попытки государственного переворота в стране общее число отстраненных от работы госслужащих достигло 45 тысяч 954 человека.