Бадрак Авидзба, Sputnik
Александр Хагуш уже семь лет занимается скотоводством в селе Багмаран Гулрыпшского района, но из-за увеличения численности волков и шакалов поголовье его скота с каждым годом сокращается.
Волчья доля
Для абхазов разведение скота – традиционное занятие. Несмотря на то, что людей, занимающихся скотоводством, сейчас не так много, как в былые времена, многие все еще остаются преданными этому делу. Немало головной боли им доставляют волки.
"Размножать скотину в таких условиях просто невозможно, ежегодно волки уносят от 20 до 30 голов скота, сейчас у меня осталось около 60 голов", — сокрушается скотовод Александр Хагуш.
Он отмечает, что сегодня люди, желающие заниматься скотоводством, не могут этого сделать из-за расплодившихся волков и шакалов.
"Такая проблема не только в Багмаране, но и в Мачарке, Мархиауле и в других селах. Я знаю многих сельчан, которые в год теряют минимум по пять голов скота. Мы говорим о восстановлении села, но как это сделать, если мы несем такие большие потери", — негодует он.
Разведением скота Александр занимается в предгорной части села, но, по его словам, волки и шакалы уже не боятся спускаться и в равнинную местность, подходят совсем близко к жилым домам.
"Волки прямо спускаются к Багмаранскому повороту, недавно они растерзали коз прямо в одном из огородов жителей. Небольшие собаки испугались волков, и они съели коз", — рассказал он.
Упитанные "налетчики"
Местные жители решили не сидеть спокойно и наблюдать, как хищники уносят коров, коз и овец, а взяли в руки ружья.
"Мы ходим, стреляем, но за все семь лет, как я занимаюсь скотоводством, мне удалось убить только двух волков, это капля в море, они быстро размножаются", — говорит Хагуш.
Один из волков, которого подстрелил Александр, весил без малого 90 килограммов.
"От такого хищника никакая корова или бык не сможет спастись", — констатирует он.
На охоту на волков собираются по 10-15 человек, но по его словам, из-за отсутствия профессиональных навыков охота не столь эффективна, как хотелось бы.
"Волка не так легко убить, он очень хитрый зверь, надо следить за ним", — рассказал он.
Приходит волк
Александр Хагуш уверен, что вопрос о сокращении количества волков может быть решен только при правительственной поддержке.
"Раньше, до войны, использовали специальные химикаты для регулирования количества волков и шакалов, занимался этим вопросом Охотничий союз. Сейчас очень много заброшенных мест, поэтому волков стало так много", — отмечает скотовод.
Хищники уже обнаглели настолько, что не просто приходят в места, оставленные человеком, но и нападают на людей в их собственных домах. Так 4 июля трое жителей Тамыша, покусанных волком, были доставлены в Республиканскую больницу.
Заместитель председателя Госкомитета по экологии и охране природы Абхазии Мурман Соломко рассказал Sputnik о том, что работа, направленная на регулирование количества волков в Абхазии, не ведется.
"Я думаю, что хозяйствующие субъекты должны заняться этим вопросом — глава села, глава администрации района. На отстрел волков и шакалов, мешающих жить людям, никакой лицензии не нужно, нужно просто организовать это дело", — считает он.
Директор Института экологии Академии наук Абхазии Роман Дбар отметил, что увеличение количества волков и шакалов связано с низкой активностью хозяйственной деятельности.
"Существуют большие пустоши, на которых они стали размножаться, нужно осваивать эти поля, проводить работы по распахиванию земель и освоению этих участков", — подчеркнул он.
По словам ученого, в советское время существовал Охотничий союз, который назначал премии за каждого убитого волка или шакала. Отстрел проводился до тех пор, пока численность хищников не доводилась до минимального предела.