Мария Шелудякова и Елена Загородняя, Sputnik.
Легкомоторный прогулочный самолет, который разбился накануне в Пицунде, как большинство подобных воздушных судов, принадлежит частному лицу.
Генпрокуратура Абхазии в пятницу уточнила, что самолет находился в собственности гражданина России и в аренде у пилота. Ранее МЧС Абхазии сообщало, что потерпевший крушение летательный аппарат принадлежал российскому коммерческому авиаклубу "Седьмое небо". В пятницу Государственное управление по транспорту Абхазии сообщило, что самолет "ЧЕ-23м" (государственный и регистрационный знак RA-2604 G) принадлежал АНО "Гирокоптер".
Инциденты с легкомоторными самолетами происходят довольно часто: в Абхазии это уже второй подобный случай за последний месяц. 6 июля при заходе на полевой аэродром Пицунды совершил жесткую посадку самолет А-ЗЗ МА, также принадлежащий частному лицу.
Ошибка пилота?
Коммерческие перевозки на летных судах – дело выгодное, хоть и запуск такого бизнеса требует значительных вложений. Чтобы сесть за штурвал самолета, необходимо получить летные права, причем права частного пилота существенно отличаются от коммерческого.
Если для получения статуса летчика-любителя без права перевозки пассажиров достаточно "отлетать" с инструктором 50 часов и более, то для коммерческих перевозок требуется лицензия, как у пилотов крупных авиакомпаний. Для категории коммерческого пилота необходимо "отлетать" не менее 200 часов, пройти жесткую медкомиссию и получить специальное образование.
Кроме того, воздушное судно также должно быть зарегистрировано как коммерческое. Но жесткие требования к пилоту и судну приводят к тому, что в России число пилотов-любителей, уходящих в тень, с каждым годом увеличивается.
Генеральный директор Международного аэропорта "Сухум" имени Владислава Ардзинба Вячеслав Эшба сообщил Sputnik Абхазия, что у пилота было действующее пилотское свидетельство, однако он не имел права "использовать воздушное пространство в коммерческих целях".
По данным Генпрокуратуры, "самолет осуществлял полет над территорией Республики Абхазия, имея все необходимые разрешительные документы".
В сети можно найти видео, записанные летчиками авиаклуба "Седьмое небо": самолет летит низко над морем, совершает экстремальные маневры. Авиаэксперт Александр Евдокимов так прокомментировал эти съемки: "Скорость, виражи, но все же в пределах допустимых характеристик самолета".
Правила эксплуатации
Эксплуатацию легкомоторного самолета можно сравнить с вождением автомобиля: все летательные средства проходят техническое обслуживание в соответствии с регламентом и примерно два раза в год продлевают сертификаты о летной годности, рассказал Sputnik член правления АОПА-Россия (Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов) Александр Евдокимов.
"В малой авиации, или в авиации общего назначения, в основном используются одномоторные двух- или четырехместные самолеты. Около 80-90% самолетов, которые летают в России, завезены из-за рубежа. Наиболее распространенная марка таких самолетов – Cessna, Piper, Аэропракт. Типов сотни, наверное, даже больше, чем марок автомобилей", – отметил эксперт.
Все одномоторные самолеты внесены в авиационный реестр Росавиации и, по аналогии с автомобилями, имеют свой регистрационный номер.
"Помимо регистрации самолет должен иметь летную годность, соответствовать всем необходимым техническим параметрам для безопасной эксплуатации. Каждое воздушное судно осматривают специалисты. Они и выдают сертификат летной годности, который позволяет эксплуатировать самолет", – продолжил эксперт.
Такой документ выдается на год или два в зависимости от марки летательного судна. Добросовестные владельцы следят за своим самолетом и проходят техобслуживание в определенные регламентом сроки.
Продление сертификата летной годности не отменяет постоянное техническое обслуживание. Пилоты должны иметь соответствующие допуски и свидетельства, чтобы управлять летным воздушным судном, заключил Евдокимов.