Sputnik, Амра Амичба.
Миссия выполнима
В день государственного флага Абхазии 23 июля на Босфоре развевалось не меньше абхазских флагов, чем в Сухуме. Причиной стало участие представителя Абхазии в 29-ом ежегодном межконтинентальном заплыве через пролив Босфор. Поддержать Бориса Барциц приехала абхазская диаспора в Турции.
"Первый гражданин Абхазии, но не единственный этнический абхаз, участвовавший в заплыве", — поправил ведущую пресс-конференции Борис Барциц. По его словам, в заплыве участвовали еще три этнических абхаза, проживающих в Турции.
Идея принять участие в заплыве через Босфор у руководителя федерации триатлона Абхазии и клуба "Sportapsny" Бориса Барциц возникла девять месяцев назад.
"Заплыв очень знаковый, интересный для всех пловцов, любителей и профессионалов. Попасть на эту гонку считается большим везением, потому что количество участников ограничено – 2400 человек. На каждую страну выделяется не более 300 слотов. Например, Украине и России выделяют по 300 квот, и они заканчиваются буквально за 20 минут после начала регистрации на специальном сайте 2 января. Обычно заявок от России около 500-600, но отбираются только 300 участников", — заметил Барциц.
Воплотить идею участия в заплыве, представляя Абхазию, Борису Барциц помог в то время занимавший должность Полномочного представителя Абхазии в Турции Инар Гицба.
Раскрывая некоторые тонкости своего дипломатического искусства, Гицба отметил, что это был очень интересный опыт для Полномочного представительства.
"Мы занимались вопросами развития разных направлений между Турецкой республикой и Абхазией. Тесное сотрудничество было в области культурного взаимодействия. Такое масштабное спортивное мероприятие для нас было впервые. Борис попросил и мы с удовольствием включились в этот процесс. Мы начали искать людей, которые из числа нашей диаспоры могли бы иметь отношение к национальному Олимпийскому комитету Турции. И такие люди нашлись", — сказал Гицба.
Однако, учитывая негативный опыт, когда грузинской стороной всячески блокируется участие представителей Абхазии в разных мероприятиях, и не только в Турции, а по всему миру, афишировать участие Бориса Барциц до старта не стали.
"Мы их предупредили, что возможно будет давление. Организаторы сами были заинтересованы в том, чтобы география самого мероприятия расширилась. Они нам говорили, тепло относятся к представителям абхазской диаспоры, которые проживают в Турции, и что им тоже было бы приятно, если бы спортсмен из Абхазии принял участие в заплыве", — рассказал Инар Гицба.
В числе помощников он назвал репатрианта Намыка Арстаа.
Постоянные телефонные звонки и консультирования привели к тому, что смогли выбить один слот для Абхазии.
Но буквально за неделю до старта организаторы сообщили, что был звонок из МИД Турции. Были недовольства тем, что в список стран-участников внесена республика, с которой у Турции нет дипломатических отношений.
"Так как мы обговаривали разные варианты с нашими друзьями, они попросили МИД обратиться в Олимпийский комитет официально, а не по телефону, чтобы озвучить претензии. Что должно было занять определенное время, то есть мы таким образом затягивали процесс. Пока эти письма и переписка шли, уже в принципе не было возможности снять участника с соревнования", — поделился Гицба. — Конечно, сейчас многие эмоциональные вопросы отошли на второй план. Сегодня мы с радостью рассказываем об успешном межконтинентальном заплыве. И еще символично, что он проходил в День празднования государственного флага Абхазии.
По словам Бориса Барциц, он мог зарегистрироваться от России, но заплыв не был бы столь символичным, тем более в День флага.
"Я попросил дать возможность сфотографировать и снять на видео процесс регистрации, чтобы зафиксировать сам факт того, что пришел туда с абхазским паспортом и с абхазским флагом в руках, что смог использовать наш абхазский загранпаспорт в официальном мероприятии, и он был востребован. Свое дело мы сделали, свою миссию выполнили: зарегистрировался как гражданин Абхазии. Считаем, что это еще одна маленькая победа на спортивном поприще", — подчеркнул он.
Кортеж байкеров и абхазские флаги на Босфоре
В день заплыва через Босфор машину участника из Абхазии к месту соревнования сопровождал кортеж байкеров.
"Мой однофамилец руководит мотоклубом байкеров. Он и все его друзья пришли поболеть за меня. Все участники мотоклуба в банданах с абхазской символикой и нашими флагами сопроводили наш автомобиль. По дороге были пробки, байкеры старались, чтобы мы их объехали. Очень много было наших флагов у Босфора, разве что украинских флагов было больше. Около двадцати на разных концах мероприятия. Все подходили, спрашивали откуда мы. Из Италии ребята подходили, путали наш флаг с какой-то страной, — рассказал Борис Барциц. — Благодаря отношениям, который Инар выстроил во время работы в Турции, меня пришло поддержать очень много представителей нашей диаспоры, огромное им спасибо".
К покорению Босфора Борис Барциц начал готовиться еще в мае.
"Море еще прохладное, вода 18 градусов, в гидрокостюме готовился, — заметил он. — Чтобы быть в первой сотне пловцов, надо было готовиться с Нового года. В неделю от 30-ти километров и выше, минимум три занятия в неделю и обязательно бассейн. Никаких успехов в плавании на открытой воде, если нет тренировок в бассейне".
Барциц озвучил необходимость наличия бассейна в республике, где бы дети могли заниматься плаванием.
"Только коммерческие структуры не осилят, нужна государственная программа. Это нужно не только детям и взрослым, у нас очень много людей с болезнями опорно-двигательной системы", — сказал он.
Барциц раскрыл трудности заплыва через Босфор протяженностью 6,5 километров.
"Реальная "рабочая" дистанция 5 километров, потому что на определенном промежутке помогает течение. Вся сложность в преодолении маршрута в навигации. Сам пролив очень сложный, там порядка 12 разнонаправленных течений. Существует риск, если совершишь ошибку в ориентировании на открытой воде, что попадешь в обратное течение, и оно сильно вымотает".
По словам Барциц, в среднем около 10% участников заплыва не финишируют, и в этом году до 200 спортсменов не смогли попасть в точку финиша, потому что их снесло просто под мост, и они не смогли вернуться.
"Передо мной стояла цель проплыть правильно, проплыть быстро, не совершить ошибок в навигации, не попасть в обратное течение, доплыть до финиша, не подвести страну. Плыл я легко, в конце, когда увидел финиш, даже стало как-то обидно, что не израсходовал всего "топлива", которое у меня было, так как около 30% сил я приберег. Из 2400 участников я был в первой трети", — не без гордости заметил Борис Барциц.
Первым в 29-ом ежегодном межконтинентальном заплыве через пролив Босфор приплыл четырехкратный чемпион России по плаванию на открытой воде, Мастер спорта международного класса Евгений Елисеев.
"Мы с ним познакомились до старта. Он уверенно сказал: "Я буду первым, я приехал сюда побеждать". По его словам, подготовка у него заняла 26 недель. 1200 километров он проплыл в рамках подготовки к этому заплыву. В среднем по 40 километров в неделю занимался и получил результат 50 минут. Я проплыл на 26 минут позже, но при этом получил огромное удовольствие", — с улыбкой сказал Барциц.
29-й ежегодный межконтинентальный заплыв через пролив Босфор состоялся в Стамбуле. В заплыве приняли участие 2 тысячи 277 человек из 49 стран мира.