Sputnik, Рада Ажиба
Большинство современных женщин борются c бездетностью при помощи медицины. В то же время некоторые из них все еще прибегают к народным способам лечения. В абхазском фольклоре существует образное поэтическое сравнение бесплодной женщины с ольхой без виноградной лозы или пересохшей речкой без воды.
Отвары из трав
В качестве лекарства от бесплодия используются травяные отвары. В практике народной медицины абхазов для этой цели служит сок листьев очитка большого, или заячьей травы. Сок листьев очитка заливали десятью стаканами воды и смешивали с одним литром чистого меда, кипятили два часа. Принимать снадобье бесплодной женщине следовало по одной столовой ложке три раза в день.
Моления
Для того чтобы избавить женщину от бесплодия, абхазы прибегали к молениям и различным магическим действиям. Через три месяца после свадьбы невестка начинала просить богиню Анана-Шацва (мать творящая — ред.) даровать ей детей. В жертву богине приносился бычок или два петуха, четыре хлебца (акуакуар — ред.), продолговатый хлебец (ачагуазала — ред.) и свеча.
Моление в кузне (ажьира — ред)
Моленья проводились в том случае, если у родителей бездетной женщины или у ее мужа имелись кузни. Вначале бесплодная женщина в сопровождении близких родственников мужа отправлялась в родительский дом. Они брали с собой все необходимое для проведения этого моления, кроме воды и дров. Специально для моления в дом родителей бездетной женщины родственники мужа доставляли жертвенное животное — белого козла без единого черного волоса. Обряд проводили в понедельник или пятницу до захода солнца. Молился отец бесплодной женщины или ее старший брат. После проведения обряда женщина возвращалась в дом мужа, не забывая ничего из предметов или посуды, в которой она принесла продукты. Если что-то забывала, то считалось, что моление не имеет силы. Спустя некоторое время, в одну из пятниц или понедельник, весь обряд повторялся в доме мужа, но молился свекор или старший из фамилии мужа.
Массаж
Если причиной бесплодия считали болезнь, то женщина обращалась к помощи знахарок и повитух. Повитухи часто делали бездетным женщинам массаж, ставили на живот банки, советовали женщинам всегда держать поясницу в тепле, завязывать ее платком из чистой шерсти.
Гадание
Часто бездетные женщины обращались к муллам (ахуаджа — ред.) или различным гадалкам (апшюи — ред.) считая, что они помогут стать им плодовитыми. Бесплодные женщины носили при себе различные обереги и молитвы (ахуаджа шкуы — ред.). Женщины считали, что это им помогало отпугнуть "злых духов", по вине которых они не могли стать матерями.
Воспитание чужого ребенка
Существовало убеждение, что если бездетная женщина воспитывает чужого ребенка, то в скором времени у нее родится собственный. В основном брали на воспитание мальчиков. Если ребенка брали на воспитание сразу после родов, то старались забрать и кусок пуповины. Придя домой с новорожденным ребенком, бездетная женщина брала этот кусок пуповины и, смешав с глиной, вмазывала в стену дома. Это делалось, чтобы ребенок полюбил этот дом как собственный и был особо привязан к нему.