Бадрак Авидзба, Sputnik
"Стойте! Проезд запрещен, разрешаем проехать только жителям села", — громко объявляет гаишник.
Милицейский автомобиль перекрывает въезд в Приморское. Предъявляю редакционное удостоверение. Постовые пропускают. По дороге стоит пятиэтажка, в которой практически не уцелело ни одно окно, в квартирах выбиты двери. У частных домов сорваны крыши, внутри разбитая мебель. Но уныние здесь не царит. Везде деловито хлопочут люди. Собирают уцелевшее, выбрасывают непригодное. Прикидывают непредвиденные расходы, пересматривают планы на будущее.
Эвакуация и возвращение домой
То, что неподалеку военный склад, для местных не было секретом. Но, конечно, никто не был готов к тому, что случилось знойным южным вечером среды. Местные ждали спасительной ночной прохлады, а отдыхающие посиделок за неторопливой беседой под стаканчик другой на открытом воздухе. Не сразу пришло осознание того, что случилось. Одни подумали, что война, другие — землетрясение.
Везде стоят машины, которые, как бумажные стаканчики, измяло взрывной волной. Все это приправлено "бриллиантовыми" россыпями из осколков автомобильных стекол.
Каждый спасался как мог. В надежде найти укрытие, люди бежали подальше от эпицентра взрыва. По обочинам валяется затоптанная одежда, которую в спешке хватали с собой и роняли по дороге.
"Мы решили не бежать по дороге, так как опасались того, что могут настичь осколки. По пути, конечно, колючками мы изодрали кожу", — вспоминает отдыхающий Дмитрий.
Многие, не дожидаясь помощи, эвакуировали людей на своих автомобилях.
"Я успела взять деньги и документы, и мы вышли во двор. Как мы вышли, произошел самый мощный взрыв. Мы забежали за дом, внука сбило с ног. Нас подобрали отдыхающие, которые ехали с источника и отвезли нас в Новый Афон", — рассказала жительница Приморского Ксения Владимирова.
Она уже не боится вернуться в дом – взрывы прекратились. В доме Ксении все вверх дном. Пожилая женщина с внуком приводит свой дом в порядок. Убирают мусор и расставляют уцелевшую мебель.
В эпицентре
Курортное сердце Приморского — сероводородный источник "Цкуара" – теперь не бьется. Взрывы уничтожили комплекс полностью. Он находился ближе всех к эпицентру – метрах в 350.
Земля буквально усеяна осколками снарядов и неразорвавшимися минами. Запах выжженной травы и пороха смешался со специфическим запахом сероводородной воды. Передать это невозможно.
"Мы пострадали очень сильно, главное, что нет жертв среди рабочих и отдыхающих. Но на следующий день задумываешься, как дальше жить и работать, – разводит руками директор оздоровительного комплекса Руслан Авидзба. — Ударная волна могла совсем снести наши строения, но они все равно пострадали сильно, некоторые, наверное, придется снести самим. Надеюсь, что государственная комиссия оценит наш ущерб и поможет".
Директор считает, что мощные взрывы могли сдвинуть подземные пласты, которые и вовсе перекрыли бы течение целебного источника, но, к счастью, этого не произошло.
К сгоревшему складу не пускают сотрудники Минобороны Абхазии. Небезопасно.
Печать времени
Людмила Новикова приехала в Абхазию с сыном и дочерью 1 августа и отдыхала в Пицунде. На Приморский сероводородный источник она планировала ездить ежедневно всю неделю.
"В момент взрыва я находилась на территории водолечебницы под навесом, меня накрыло взрывной волной. Полетели стекла, я стояла у кассы, а мой ребенок уже вышел за территорию водолечебницы, со мной вчера был только сын. Сразу после первого взрыва местный мужчина уже начал кричать о том, что нужно людям убегать, что загорелись боеприпасы", — взволнованно рассказывает она.
Кто-то откликнулся на тревожный призыв, но многие еще оставались на территории, вспоминает Новикова.
"Мы поняли, что мужчина кричит не просто так, поэтому мы стали собираться. Затем прогремели мощнейшие взрывы. Взрывная волна была настолько сильной, что меня откинуло взрывной волной. Мои часы остановились на 16:30", — сказала отдыхающая.
У женщины была паника от того, что потеряла из виду сына.
"Я кричала и орала, все бежали, каждый спасался как мог. Когда случился страшный взрыв, было огромное пламя, я не могла бежать, потому что был шок от того, что не знала, где ребенок. А вдруг он ранен осколками и где-то лежит или спрятался где-нибудь. Уже когда я вышла на главную дорогу, увидела, что мой ребенок находится в машине, на которой мы приехали ", — эмоционально делится она подробностями первых минут ЧП.
Людмилу Новикову привезли в Гудаутскую больницу с ушибами, у ее сына ни царапины. Несмотря на то, что отдых в Абхазии для ее семьи выдался экстремальным, Людмила не намерена покидать республику и уже сегодня уехала в Пицунду на экскурсию.