"А вы знали, что первые соревнования по скалолазанью в Советском Союзе проходили в Абхазии?" — удивительный факт сообщает молодой альпинист и инструктор поискового отряда МЧС Абхазии Андрей Сальцов.
В советский период в Абхазии альпинизм, как вид спорта, имел свое развитие. Многие жители со всего Союза приезжали, чтобы покорить вершины гор Страны Души. Но после развала СССР и трагических событий грузино-абхазской войны этот вид спорта не получил своего продолжения. На сегодня в Абхазии все больше любителей альпинизма и меньше настоящих профессионалов.
Андрей Сальцов, поступив на службу в МЧС, альпинизмом стал заниматься случайно. По указанию начальства группа сотрудников МЧС была отправлена в командировку в Северную Осетию, где они стали изучать азы альпинизма в специальных скальных лабораториях.
"Скальные лаборатории состоят из выступов с разным уровнем сложностей. Мы фактически проходили подготовку к скалолазанию, это подъем по горе и спуск с нее. Затем были наши первые восхождения на 3200 метров, где с вершин можно наблюдать невероятные красоты. За время обучения я понял, что самое утомительное в альпинизме — это подходы к вершинам, иногда они длились очень долго", — вспоминает сотрудник МЧС.
Пройдя курс, Андрей получил третий разряд по альпинизму, но, по словам спортсмена, к сожалению, навыки в этом виде спорта активно не используются в Абхазии.
"Нам не приходится использовать все тонкости альпинизма здесь. Это скорее связано с тем, что порода гор в Абхазии представлена известняками, а известняк очень ненадежный материал для альпинизма, он может с легкостью отколоться, в отличие, например, от гранита, в который можно спокойно забить крюк и быть уверенным, что он все выдержит", — объясняет инструктор.
Азы альпинизма
Отправляясь на восхождение в горы, необходимо учитывать все детали, которые могут возникнуть в процессе похода.
"Альпинизм как искусство. Нет какого-то определяющего фактора, что все обязательно сложится удачно. Несмотря на то, что маршрут можно тщательно продумать, хорошо подготовиться физически и технически, может возникнуть резкая смена температуры. Хорошо подготовленный человек тоже замерзает, а в таком состоянии люди часто перестают адекватно мыслить, может нарушиться координация, а на больших вершинах люди иногда теряют ориентацию в пространстве", — говорит Сальцов.
Легче подняться, чем спуститься
Каждый раз, покоряя вершины, Андрей Сальцов любуется невероятно красивыми пейзажами, которыми так богата Абхазия.
"Оказавшись там, на вершине, ты стоишь посреди неба и видишь, насколько прекрасно все то, что тебя окружает. Но как бы странно ни звучало, подниматься на гору легче и безопаснее, чем совершать спуск вниз. Самые экстремальные ситуации случаются именно при возвращении. Чаще всего это происходит потому, что человек расслабляется и теряет бдительность", — объясняет альпинист.
Свой спуск альпинисты совершают по веревке со страховкой, и от того, насколько верно была организована страховка, зависит успешность спуска, добавил он.
"Находясь в очередной раз в командировке в Осетии, мы случайно наткнулись на альпинистов с большим количеством снаряжения. Расспрашивая их, мы узнали, что сейчас проходит открытый чемпионат Северной Осетии по ледолазанью, мы напросились, и нам позволили принять участие. Из внутреннего чемпионата соревнования перешли в формат международных. Подобные чемпионаты дают возможность спортсменам получать ранги, степени. А из-за отсутствия школ и секций альпинизма в Абхазии серьезно заниматься этим видом спорта невозможно", — сетует спасатель.
По словам Андрея Сальцова, альпинизм актуален в Абхазии и получил бы большую популярность среди молодежи. В Абхазии нет федерации альпинизма, но количество желающих заниматься этим непростым видом спорта растет каждый год.
Одним из таких абхазских альпинистов, занимающихся горным туризмом, является Тенгиз Тарба. В 2013 году Тарба вместе с группой альпинистов совершил восхождение на вершину горы Аконкагуа в Андах.
"На сегодняшний день это самая высокая вершина, которая была покорена мной. Взяв на себя такую ответственность, мы испытали сильное волнение. Заявив на весь мир, что собираемся взойти на гору Аконкагуа, никто из нас до конца не представлял, справимся ли мы с поставленной задачей", — вспоминает альпинист Тарба.
Поднимаясь на такую вершину, альпинисты испытывают большую психологическую нагрузку, а также физическую нагрузку на сердце и легкие.
"Сложности были связаны с акклиматизацией. Самым тяжелым днем для нас был последний. Погода несколько раз испортилась, и нам приходилось ждать подходящего момента, чтобы взобраться на вершину. Вершина — это другой мир, в который мне суждено было попасть на 20 минут, но о котором я буду помнить всю жизнь", — рассказывает Тарба.
На сегодняшний день Тенгиз Тарба продолжает заниматься горным туризмом, по словам альпиниста, это направление необходимо развивать в Абхазии.
"70 процентов территории Абхазии занимают горы, и крайне необходимо, чтобы молодое поколение чувствовало себя комфортно на этой территории. Во-первых, это развивает в них чувство безопасности в горах, знания своей страны и любви к ней", — считает альпинист Тарба.
По его мнению, государство должно заняться этим вопросом, открывать специальные секции и школы альпинизма, чтобы молодежь могла реализовываться в этом виде спорта.