Sputnik, Амра Амичба.
В 2017 году 12 студентов из Абхазии окончили Санкт-Петербургский государственный институт культуры.
Педагог Елена Соболева заметила, что хорошо помнит первый день знакомства с абхазскими студентами.
"Такие красивые, крупные, стройные. Потом оказалось, что они еще танцуют и поют. Чему мы будем их учить, у меня была первая мысль, боже мой, они все умеют, — с улыбкой заметила Соболева. — Горящие глаза, которые на нас смотрели, с одной стороны, им страшно было, а с другой, они так надеялись, что здесь им откроют такой громадный мир. Абхазский мир огромный, но у нас другая цивилизация. Робость потихонечку стала проходить. И дальше начались занятия. Этюды, этюды, упражнения".
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры режиссуры и мастерства актеров в Санкт-Петербургском государственном институте культуры Владимир Фунтусов вспоминает, что идея набора абхазской группы принадлежала режиссеру Абхазского драмтеатра Валерию Кове и актеру Кесоу Хагба.
"Завкафедрой предложил взять абхазскую группу. Ответил, да, конечно. Потому что это интересно. Когда учился в аспирантуре, в одно время со мной учился ваш режиссер Мукба. Какие-то воспоминания об Абхазии были, — заметил Владимир Фунтусов. — Быстро замечается, что они природные люди. Более природные, чем мы. Мы даже сказали между собой, советские дети приехали. Апсны – Страна Души. Они чисты духовно. Они честны, открыты. Это впечатление некоторой искренности, иногда наивности, органики сценической жизни, очень сильная сторона Абхазии в целом и ребят, которые к нам поступили. Для сцены это подарок".
Педагоги рассказывают, что студентам из Абхазии первое время было сложно адаптироваться и привыкнуть к многочасовым репетициям.
"Кодекс абхазов — одна из заповедей, которую процитировала команда "Нарты из Абхазии" - отдохнул сам, помоги отдохнуть товарищу, — смеясь пересказывает Владимир Фунтусов. — Потом у нас это трансформировалось в "абхаз один раз репетирует, во второй раз он выступает". Проблема бега на длинную дистанцию неадаптированного подхода к тому, чему они обучались. С этим они справлялись постепенно. Вначале выдерживали час-полтора репетиций, затем, когда летом похвастались в Сухуме, что студенты выдерживают по пять-шесть часов, они нас поправили – девять часов. А потом это превратилось в "столько, сколько надо".
Елена Соболева и Владимир Фунтусов с гордостью отмечают, что студенты проделали громадный объем работы, и у них очень много достижений: 25 лауреатских дипломов различных театральных фестивалей, а на последнем фестивале высших театральных школ России и зарубежья они завоевали 14 дипломов лауреатов.
"Это достаточно мощный показатель. Мы учили их неправильно. Не в колбе или внутри вузовской системы. Не такая академическая педагогика, с которой вряд ли мы пришли бы к таким результатам. У нас еще театр петербургский "Под самой крышей", и мы забрали их и туда. Поставили четыре спектакля и музыкально-драматическую композицию с названием "Любовь моя, Абхазия!", с которой они выступали на большой сцене "Мюзик-холла". Сто спектаклей отыграли за один сезон", — с гордостью за подопечных говорит доцент кафедры режиссуры и мастерства актеров Санкт-Петербургского государственного института культуры Владимир Фунтусов.
Актриса Елена Соболева отметила, что абхазские студенты во время учебы показали, что любят играть.
Показывать этюды это хорошо, но что-то может нравиться или не нравиться. На первом курсе надо было изображать животных, упражнение такое. И когда мы увидели, что на зрителях они стали другими, мы так удивились и спросили: "Что ж вы так не репетируете?!". Все поменялось на сцене. И мы сделали такую зарубку: если у нас вдруг что-то не получается, сложности в репетиции, когда они уже выходят на сцену, они понимают, что вот зритель реальный, и все накопления, которые у них были, откуда-то всплывают. Они раскрываются и начинают хорошо играть, — подчеркнула педагог. - Абхазские студенты отличаются. Наши не такие яркие".
Ей вторил и Владимир Фунтусов: "Они природные. Эти горы, пальмы как-то в них прорастают, когда они выходят на сцену. И зритель их долго не отпускает со сцены. Громадное сходство менталитетов. Есть что-то родственное в менталитете абхазском и русском".
Главный спектакль абхазского курса
Самым главным спектаклем, который педагоги поставили вместе со студентами из Абхазии, Владимир Фунтусов назвал спектакль "Джамхух – сын оленя, или Евангелие по-чегемски" по Фазилю Искандеру.
"Фазиль Искандер писал на русском. Но Боча Аджинджал, куратор группы с абхазской стороны, перевел сценарий на абхазский язык. Вот это сыграло роль. Как только они начинают играть на своем языке, у них крылья отрастают. Это самоидентификация нации. Это самое драгоценное, поэтому, когда после второго курса приехали со спектаклем сюда, естественно, уже должно было быть событием, потому что все молодые артисты играют на абхазском языке", — заметил Фунтусов.
Спектакль "Джамхух — сын оленя, или Евангелие по-чегемски" постановщика Владимира Фунтусова и режиссера Елены Соболевой был показан в Москве в Центральном доме национальностей.
"Спектакль на двух языках, там тоже играли частично на абхазском, а в зале была московская абхазская диаспора достаточно мощная, — сказал Владимир Фунтусов. — Фазиль знал, что мы поставили этот спектакль, ему сообщил Александр Городницкий, они друзья были. Все собирались в Москву. Уже после смерти Искандера смогли поехать. На спектакле была супруга Искандера Антонина Хлебникова. Она сказала, что мы молодцы, порадовали ее".
Кстати, спектакль выставили на "Золотую маску" от петербургского театра "Под самой крышей", где его и поставили Фунтусов и Соболева, и он даже попал в шорт-лист.
"Очень редко такое случается, особенно в студенческом коллективе большая редкость, — подчеркнул Владимир Фунтусов. — Выбрали это произведение и по ходу репетиции студенты нам говорили: "Да это мы, это про нас". После первого курса мы поехали в экспедицию сюда, чтобы все "потрогать" руками, чтобы все пройти собой, и даже были в Чегеме".
Абхазская группа студентов хоть и завершила учебу в Санкт-Петербургском государственном институте культуры, по словам педагогов, актеры всю жизнь учатся.
"У ребят здесь в национальном театре замечательные актеры, у которых, конечно, есть чему учиться. Мы хотели бы, чтобы они учились у них, уже работая как самостоятельные актеры, — отметила Елена Соболева. – Мы бы очень хотели, чтобы у них сложилась не только творческая судьба на сцене театра, но и как педагоги они себя проявили. Потому что мы вкладывали в них умение учить других. И чтобы они развивали свою страну".
В 2017 году 12 студентов из Абхазии окончили Санкт-Петербургский государственный институт культуры.