Парадоксально, но факт: введенные американскими властями экономические санкции в отношении России стимулируют развитие российской экономики.
В частности, санкциями США против РФ предусмотрены различные ограничения по кредитованию западными банками российских предприятий, и эти ограничения действительно так или иначе ударят по российскому бизнесу. С другой стороны, российские деловые круги начнут обращаться (и уже обратились) за заемным капиталом к незападным банкам, а также задумаются (уже задумались) о развитии собственной суверенной и эффективной финансовой системы. И кто в таком случае выиграет больше – США, которые утратят в лице России перспективный рынок банковских услуг и безропотного покупателя американский ценных бумаг, или Россия, которая в ближайшие годы наверняка укрепит свой финансовый сектор?
В ситуации вводимых США ограничений для деятельности российских банков у последних остается только один выход – добиваться суверенизации российской экономики.
Словом, складывается ощущение, что американцы заинтересованы не в том, чтобы задушить Россию в своих объятиях, чем они занимались последнюю четверть века, но, напротив, в том, чтобы Россия освободилась от всех тех зависимостей, которые она обрела в период либеральных реформ.
Проиграв американским олигархам тактически (ну, например, лишившись газовых контрактов в странах ЕС), Россия в результате введения санкций против нее и выталкивания российских компаний из Европы может приобрести гораздо большее — освобождение от прозападных иллюзий, здоровую экономику и реальный политический суверенитет.
По сути, Конгресс и Госдеп пару недель назад создали для России новое окно возможностей, и теперь только от руководства Российской Федерации зависит – воспользуются ли элиты этим окном, или, как обычно, проигнорируют предоставленный им шанс разработать и принять новую повестку дня для России, Северной Евразии и всего мира.
Сегодня многие экономические эксперты проводят параллели между событиями середины 80-х годов прошлого века в СССР и современной Россией. Тогда американцам удалось обрушить российскую экономику посредством манипуляций с мировыми ценами на нефть. Сегодня, как считается, американские санкции, направленные преимущественно против нефтегазового сектора России, также могут обрушить российскую экономику, что, в свою очередь, может вызвать новый политический коллапс – как это случилось при Горбачеве.
Действительно, нынешняя отечественная экономика, будучи так же зависима от мировых цен на энергоносители, как и 30 лет назад, по-прежнему весьма уязвима, уж поскольку российский бюджет, как когда-то бюджет советский, формируется в основном за счет доходов от экспорта нефти и газа. Более того, три десятилетия назад СССР был суверенной державой, в отличие от нынешней полузависимой России, так что с точки зрения проведения независимой экономической политики у нынешнего российского руководства куда меньше возможностей для того, чтобы противостоять зарубежным интригам. И все же сейчас – при Путине – вновь обрушить российскую экономику — «разорвать ее в клочья» — не получится. И главная причина состоит в том, что мировой гегемон уже не тот.
В 80-е годы прошлого века США находились на подъеме. На фоне "альтернативного", но все более застойного советского сценария развития, американский образ жизни воспринимался как идеал. И для полного счастья, которое американские политики видели в своей всемирной власти, достаточно было лишь подтолкнуть Советский Союз к той пропасти, к которой его уже подвело закостеневшее Политбюро ЦК КПСС.
Таким толчком стало искусственное обрушение мировых цен на нефть.
Сегодня США находятся в экономическом и политическом кризисе. Эта страна, по сути, — банкрот и живет в долг, покрываемый безудержной эмиссией доллара. В результате в американском руководстве нет политической монолитности, но, напротив, разногласия между различными группировками только усиливаются. Наибольшим влиянием в стране пользуются уже не проамериканские, а транснациональные олигархические группы, не обязательно заинтересованные в обрушении России или, допустим Китая. Да и Россия сегодня – это часть западного мира, так что бить по ней, это фактически бить по одному из участков единого глобального экономического организма.
Полагаю, что при обсуждении вопроса о расширении санкций против России совпали интересы, как минимум, трех ведущих лоббистских групп – американских демократов, энергетического сектора и силовых структур, заинтересованных в выделении дополнительных бюджетов на борьбу с российской (а заодно и с северо-корейской, иранской, китайской и другой) угрозой. Только и всего. Каких-то сверхзадач, устремленных в будущее, конгрессмены перед собой не ставили. Что естественно: стратегия в США закончилась, остались лишь сиюминутные интересы и нарастающие проблемы, требующие решения любой ценой. В том числе – фактического развязывания экономической и информационной войн с Россией и горячей войны с каким-нибудь государством-изгоем, вроде Северной Кореи.
Как бы там ни было, у России сегодня имеется повод избавиться от монетаристов, а вместе с ней – от навязанной ей в 90-е годы прошлого столетия модели периферийной экономики, построенной на олигархических методах принятия решений, коррупции и обмане населения в угоду структурам внешнего управления.
Американские санкции ударили и еще ударят не столько по России, сколько по Евросоюзу и самим США, которые в очередной раз обнажили свою эгоистическую и преступную природу – стремление решать собственные проблемы за чужой счет и желательно чужими руками. А это значит, что скоро по счетам придется платить самим американским элитам.