Sputnik, Амра Амичба.
В июле 1993 года около семидесяти добровольцев из Владикаваказа, в числе которых был Юрий Плиев, выехали в Абхазию.
"Из Беслана на самолете прилетели на аэродром Бамбора в Гудауте. Позже, когда я впервые увидел Владислава Ардзинба, я подумал, что народ, у которого есть такой президент, непобедим. Ардзинба поразил меня своей речью, простотой, он сразу расположил к себе. У меня даже сохранилось видео со встречи Владислава Григорьевича с нами, кто-то из ребят снял", — поделился воспоминаниями доброволец из Северной Осетии Юрий Плиев.
Плиев рассказал об участии осетинского активно-штурмового батальона имени Иссы Плиева в неудачной июльской наступательной операции Абхазской армии по освобождению столицы от грузинских агрессоров.
"В Эшеру на машинах повезли. В полночь начали спускаться на веревках, реку Гумисту переходить. Одного человека река унесла. Мы не смогли найти его. Он был нагружен боеприпасами, оружием, все это не дало ему всплыть, наверное. Только через неделю нашли его тело", — с грустью рассказал доброволец.
По его словам, часть осетинского батальона пошла на высоту Ахбюк, но пока поднялись до вершины, несколько человек подорвались на минах.
"Территория была напичкана минами, грузины знали, что будем наступать. Нашим батальоном командовал южанин. Южанцов (добровольцы из Южной Осетии – ред.) было более 50 человек и с ними был Алан Джиоев, по прозвищу Парпат, до сих пор так называют его. Отчаянный парень. На высоте правее шли, они первые ворвались в расположение грузин. Моя рота, Владикавказская, шла левее. В центре шла Бесланская рота. Мы выбили грузин. И в то же время с левой стороны они хотели обойти нас. Наш командир взвода приказал отсечь грузинскую группу, которая это собиралась сделать. Мы начали обходить их спереди, и под перекрестным огнем они отступили. Семь человек, по-моему, их было. До вечера удерживали высоту под непрерывным артиллерийским и минометным огнем".
Радиоверсию интервью с Юрием Плиевым слушайте здесь>>
Юрий Плиев рассказывает, что до 30 человек было раненых, с ними идти дальше не было возможности.
"У нас три рации было, но не удалось связаться и вызвать помощь. Командир батальона приказал эвакуировать раненых через Гумисту. Юру из Северной Осетии ранило в ногу, когда его выносили, он опять на мину наступили. Юра просил нас: "Гранату дайте, оставьте меня уже!". Но мы его вынесли. Прошел войну. К сожалению, несколько лет назад доброволец умер.
Многих потеряли уже не в войну, а после. Было лето, июль, но шел дождь и было холодно ночью. Когда переносили раненых через реку, противники пустили зажигательные бомбы, нас заметили и опять начали по нам стрелять. Кое-как вышли на Эшеру. Нас приютили бойцы из абхазских подразделений, — рассказал доброволец Плиев. — Я прошел войну в Южной Осетии, но что здесь было – это другое. Страшно, было, естественно".
В победной сентябрьской операции Юрию Плиеву уже не довелось участвовать, в одном из боев до этого он получил ранение.
"Мне сообщили, что мать умерла. На вертолете, который вывозил раненых, я улетел. Вот так закончилась моя война, — сказал он. — По зову сердца пришли к братьям, от чистого сердца помогали братскому народу. Считали и до сих пор считаем, что абхазы – наши братья".
Юрий Плиев заметил, что у него много друзей в Абхазии. Он особенно отметил большую работу Ляли Чамагуа.
"Хочу сказать про Лялю Чамагуа. Раньше она была советником президента по добровольцам, по-моему. Приезжала она в Осетию к родителям погибших добровольцев. До сих пор удивляюсь ее работоспособности. По любому вопросу к ней обращались. И я не помню, чтобы она что-то не выполнила", — сказал Плиев.
Доброволец рассказал, что несколько дней назад специально ездил в Ткуарчал, чтобы посетить Музей Боевой Славы.
"Когда увидели фотографии детей, погибших во время Латской трагедии, у меня супруга плакала. Это сравнимо только с Бесланом", — подчеркнул он.
Юрий Плиев пожелал народу Абхазии процветания.
"Народу Абхазии пожелал бы, чтобы никогда не было войны на этой земле. Чтобы мир был всегда. При Ардзинба Абхазия приобрела независимость и свободу, при Багапше признали независимость страны. Дай Бог, чтобы появился третий президент, при котором Абхазия станет процветающей. Я этого от души желаю абхазскому народу", — сказал доброволец из Владикавказа Юрий Плиев, который в 1993 году в составе осетинского батальона прибыл на защиту Абхазии.
День Добровольца отмечают в Абхазии 15 августа. Именно в этот день 25 лет назад —15 августа 1992 года - в республику прибыла первая группа жителей республик Северного Кавказа. Возглавлял отряд председатель Комитета самообороны Конфедерации Горских Народов Кавказа Султан Сосналиев. Вскоре он стал начальником штаба обороны. Среди добровольцев были кубанские и донские казаки, а также представители Приднестровья и других регионов бывшего СССР. Всего в боевых действиях в Абхазии 92-го и 93-го годов принимали участие более 2000 добровольцев.