Sputnik, Асида Квициния.
"Вступив в проект, я перечитал все новеллы Михаила Лакрба. Мне показалось, интереснее всего будет снимать историю про братьев. Мне понравилось, что действие происходит в горах, понравилась сама идея показать взаимоотношение двух родных людей. Я понимал, что сценарий придется изменить. Но выбор был сделан, и я приступил к работе", — начал свой рассказ молодой режиссер Наур Гармелия.
Новеллы Михаила Лакрба похожи по своей форме, объему и морали. Как объясняет свой сценарий Гармелия, жанр "новелла" необходимо переводить на язык кинематографа, это история, которая не объясняет поступки героев с психологической стороны, а в кино это имеет большее значение, считает режиссер.
"Сценарий — это отдельное произведение, которое сильно по форме отличается от новеллы. Если снимать Лакрба, ничего не меняя, — это гарантированный провал. Основная сюжетная линия осталась нетронутой, я внес психологические отступления, которые дают объяснение поступкам героев. В книге нет никаких проблем между братьями, а наше кино снято о пропасти между двумя родными людьми, о провале в отношениях. Это не сразу бросается в глаза, мы стараемся понять, как это произошло, что заставило их поступить так, а не иначе", — добавил он.
До конца идею своего фильма Наур Грамелия не стал раскрывать. По его словам, весь смысл киноленты должен передать экран.
"Никому не интересно, что я хотел сказать в этом фильме, как он создавался, было ли нам холодно или жарко, сложно ли все получалось или легко, все это не важно, главное — конечный результат. Все будет ясно после просмотра. Сможет ли зритель его понять, уловить ту самую мысль и идею, которая была вложена при создании фильма, мне кажется, важно только это", — объяснил режиссер.
Семь дней в горах
Два дня Наур Гармелия снимал в селе Абста, которое расположено немного выше Ткуарчала, остальное время съемочная группа провела в горах, разбив лагерь возле небольшого озера.
"Четыре дня и четыре ночи мы провели в горах, снимая практически по 20 часов в день с небольшими перерывами на обед и сон. Мы жили в палатках на берегу озера, нас окружала потрясающая природа, и о дискомфорте мы совсем не думали, лишь наслаждались всем происходящим", — делится впечатлениями молодой режиссер.
Как рассказывает Гармелия, съемки прошли гладко и без происшествий, но несколько раз мимо лагеря съемочной группы проходили медведи, что совсем не смутило режиссера.
"Мы видели рядом бегающих медведей. С нами был консультант, который отвечал за безопасность съемочной группы, он поднимается в горы уже 17 лет и чувствует себя там, как дома. Нам было комфортно работать, и проблема с животными в лесу нас не заботила", — вспоминает он.
Кино без папах
В фильме Гармелия действие происходит в послевоенной Абхазии 1990-х годов.
"В моем фильме никто в бурках и папах не ходит, скорее, в спортивных костюмах, актуальных в то время. Я не стал снимать историческое кино, это период, в котором я плохо разбираюсь, а 90-е годы, это то, что я знаю хорошо, и могу точно передать. У нас мало фильмов, где показано то время, описанное в новелле Лакрба, эту эпоху нужно очень долго изучать, проникнуться, понять и осмыслить, а делать это ради 20 минут мне кажется нецелесообразным", — поделился мнением Грамелия.
Режиссерские будни
В фильме "Братья" главные роли исполняли молодые театральные актеры Саид Камкия и Вадим Абухба. По словам режиссера, несмотря на молодой возраст всех участников съемочной группы, никаких разногласий с командой у Наура не возникло.
"Фильмы снимаются нечасто, наши молодые актеры не имеют большого опыта в съемках, поэтому в самом начале нашего сотрудничества мы все вместе пытались понять, что же такое кино. Манера существования в кино и театре — это две разные вещи, на сцене все передается немного преувеличенно, в свою очередь, в кино есть крупный план, и тут уже трудно соврать, все происходящее необходимо максимально приблизить к реальности", — объясняет Гармелия.
После окончания съемок молодой режиссер решил немного повременить с просмотром готового фильма. По его словам, необходимо немного отстраниться, отойти от съемочного процесса, чтобы посмотреть на уже готовую картину другими глазами, чтобы оценить ее адекватно.
"Должно пройти немного времени, чтобы я вновь посмотрел на готовый вариант фильма. Сейчас мне трудно сказать, доволен ли я результатом. Признаться честно, я не бываю абсолютно довольным результатом, и мне кажется это нормально. Если ты всегда в восторге от того, что ты сделал, значит, у тебя есть какие-то проблемы, и нет смысла расти дальше и развиваться", — говорит режиссер.
Съемки киноальманаха по новеллам Михаила Лакрба завершатся осенью этого года. Зрители смогут посмотреть все семь короткометражных фильмов на премьере, которая состоится сразу после окончания съемок последней новеллы.