Сария Кварацхелия, Sputnik Абхазия.
Ветеран Отечественной войны народа Абхазии Ольга Винокурова до войны работала в издательстве "Алашара", где впервые познакомилась с Тамарой Шакрыл в 1986 году.
"Я работала тогда в в русском отделе издательства. Как-то раз мне принесли рукопись Тамары Платоновны с очень сложным названием "Морфология синтаксических образований в абхазском языке", — вспоминает Винокурова.
Рукопись Ольге Винокурова вручили со словами: "Готовься, это очень сложный, резкий человек".
Поначалу она насторожилась, ей очень тяжело было себе представить встречу с известным языковедом.
"Я начала читать эту работу, она была довольно сложной, очень плотно написанной. Это была структурная лингвистика. Очень много формул. В издательство приходили друзья и знакомые Тамары Шакрыл, и я попыталась для себя прояснить ситуацию, что за тема, что за книга, что за автор. Но и их отзывы меня смутили", — говорит она.
Вскоре состоялась их первая встреча, Ольга Винокурова сразу же сказала Тамаре Платоновне, что не сможет заниматься рукописью. Вопреки ожиданиям Ольги, Тамара Шакрыл приняла отказ сдержанно.
"Как мне показалось, она даже не удивилась. Потом она пригласила меня на чашечку кофе к себе домой. После этого момента что-то произошло, рухнула какая-то стена. Это совершенно невозможно: ты говоришь нет, а тебя приглашают без всякого лукавства, то есть это было просто приглашение. Меня, конечно, это потрясло. Вот это самое первое мое впечатление — полное несоответствие между образом, который сложился у меня, и разговором, который между нами состоялся", — вспоминает Винокурова.
По ее словам, она даже не помнит, о чем шла беседа в доме Тамары Платоновны. Но после этой встречи Ольга незаметно для себя принялась за рукопись.
"Работала почти каждый день. Рукопись в итоге была подготовлена. Я созванивалась с научным редактором, он сказал, что выпуск этой книги делает честь нашему издательству", — делится воспоминаниями она.
Но когда книга вышла, она была даже не замечена. Однако общение Ольги с Тамарой Платоновной продолжилось.
"Мы встречались почти каждый день в обед. У нас была такая игра своеобразная. Она звонила и всегда спрашивала: "Девушка, почему вы до сих пор не у меня?".
"И я шла к ней", — с улыбкой вспоминает Винокурова.
Беседы с Тамарой Шакрыл навсегда запечатлелись в памяти Ольги. Для нее Тамара Платоновна была прежде всего патриотом своей родины.
"Не в том значении, в котором принято сегодня говорить с трибун, в важных СМИ или на просторах фейсбука. Ее любовь к Абхазии исходила из глубины души", — рассказывает она.
По словам Винокуровой, у Тамары Шакрыл была удивительная семья. Ее отец, Платон Шакрыл, был известным просветителем в Абхазии.
"И опять-таки, просветитель не в высокопарном значении. Это был его образ жизни. Они так жили, они так воспитывали своих детей. Тамара Платоновна рассказывала, что отправляя своего ученика на учебу куда-нибудь, Платон Семенович обязательно давал ему что-нибудь в дорогу. Он их материально поддерживал. Это тоже было без лишней патетики. Я думаю, что ее любовь к Родине сформировалась уже тогда, в семье", — резюмирует Винокурова.
Тамара Шакрыл – известный абхазский языковед, доктор филологических наук, профессор, общественный и политический деятель. Автор целого ряда научных статей и книг. С 1955 года — старший преподаватель, а затем — первый заведующий кафедрой абхазского языка и литературы Сухумского пединститута. Была старшим научным сотрудником Абхазского института гуманитарных исследований. Была смертельно ранена 12 ноября 2004 года во время массовых волнений.