Sputnik, Анжелика Бения.
Лежа на небогатых листьями ветках, пришлось заставлять себя уснуть под жуткие звуки: два козла неистово бились рогами, чтобы за ночь определить вожака. Ночь была дикой.
Бой насмерть длился до утра и собрал вокруг себя все стадо. Все равно было только баранам, которые демонстративно отвернулись, игнорируя козлиную баталию.
Пастух Сатбей и не думал их разнимать. Он наколол дров и добавил огня. Позже встали помощники Зосхан и Сасрыква. Пастухи вынесли из балагана оцинкованные ведра и приступили к дойке коров.
Основной источник
Говорят, что коз легче доить, чем коров. Сказать точно не могу. Мне никогда не приходилось доить. Теорию знаю хорошо, но никогда не пробовала ее применить, несмотря на то, что у меня в деревне "объектов" предостаточно. В общем, желание помочь пастухам возникло, но количество коров (около 80) и коз (ровно 100) в загоне, честно признаюсь, охладило мой пыл.
"В горах мы не сидим без дела, – беседует со мной пастух Сатбей. — Выгоняем, пригоняем стадо. Доим коров и коз. Одну- две коровы доить легко, но когда их так много, приходится по три часа на это тратить".
Молодой пастух Сасрыква не скрывал свою ненависть к парнокопытным. Брезгливо вытирая руки, он рассказывал, как ждет разрешения от старших поохотиться на горную дичь – основная причина, по которой он поднялся в горы. Скрипя зубами, но шустро, доил одну за другой коз и коров. Когда, как гром, доносился выстрел ружья, с любопытством замирал, жадно разглядывая перевалы и вершины.
Два сорокалитровых бидона, которые стояли у огня, до краев наполнились молоком. Смешивают козье и коровье. Молоко обязательно заливают через большую цедилку – сложенную в несколько слоев марлю. Кстати, некоторые пастухи и сегодня вместо марли используют пучки чистого мха или папоротника. Бидоны должны стоять у костра, чтобы молоко быстрее скисло. В теплое молоко добавляют примерно кофейную чашку сыворотки, настоянную на сычуге – желудке теленка, ягненка или медведя, говорят, что он предпочтительнее. Сычуг предварительно нужно хорошо промыть и высушить у костра.
Пришло время выпустить животных на волю. Я заметила, что стада крупного и мелкого рогатого скота ни в коем случае не смешиваются. Коровы отстали от коз, томно двигаясь по склону, побрели к зарослям колючек. Козы передвигаются быстрее и поднимаются выше. Естественно, пасти коз намного сложнее. Вечером их пересчитывают.
Сатбею Агухава старшие часто рассказывали, как двухлетних детей, его и брата, посадили в плетеную корзину и на коне впервые подняли в горы. По словам пастуха, на месте, где сегодня стоит только их балаган, неподалеку от перевала Дамхурц, во времена его отца было 12 пастбищ.
"Сегодня абхазы отказываются от пастушьей жизни в горах. Да, это большой труд, но наши отцы не боялись труда, не могли представить свою жизнь без гор и скотины. И для нас это стало привычкой, частью нашей жизни, основным источником пропитания", – признался Сатбей.
Чтобы от Ауадхары вверх по долине реки Лашыпсы дойти до царства прохладных травянистых высот, где живут пастухи, понадобилось часа три. Только пешком пришлось пройти около восьми километров.
Женщинам не доверяют
Сырному делу в горах уделяют особое внимание. Во-первых, молоко тут женщинам не доверяют. Чтобы снять сыр в таких количествах, нужна мужская сила. В течение часа молоко у костра превратится в желе. Тогда большой деревянной палкой молоко перемешивают, сыр отделяется от сыворотки, которую кружкой сливают. Первый сыр вынимают не сразу. Должно пройти примерно два-три часа, чтобы продолжить. Проверяют сырье на готовность на вкус, оно должно быть немного кислым. Также небольшой кусочек будущего сыра можно окунуть в кипяток, чтобы посмотреть, как он плавится.
Если хорошо плавится, нужно торопиться. Первый сыр тонкими ломтиками бросают в кипяток, быстро перемешивая, соединяют в однородную массу.
Бесформенные куски горячего сыра в руках мастера-сыровара ловко превращаются в шары. Слегка приплюснув, один за другим сырные шарики отправляются в кастрюльки, где посыпаются солью.
Тягучий горный сыр с горкой мамалыги и кислым молоком, что еще для счастья надо? А горная черника! В горах крупной сладкой черники – море!
Пастушьи "клады"
Весь день кругом грохотало, но тучи ни капли дождя не проронили на землю. Получив наставления пастухов, я отправилась искать чернику.
На каждом шагу в горах подстерегает опасность. Зимой это, конечно же, лавины, в остальные времена это густые туманы, ливни, град, неожиданная встреча с медведем или гадюкой. Страшно, но черника сочная и дико вкусная.
Блуждая в поисках ягод, натыкалась на каменные изгороди. Возможно это ацангуара – ограды ацанов, о которых пастухи часто рассказывают, собираясь у костра. По народному преданию ацаны – древний исчезнувший народ, который легко взбирался на древние папоротники, как на деревья. Речь, конечно, не о современных, похожих на кусты, папоротниках. Говорят, ацаны владели большими стадами, сооружали загоны и дома из камня. Рассказы об их маленьком росте, как мне кажется, сильно преувеличены, по описаниям они напоминают мне современных пастухов.
В поисках черники в диких зарослях попадались только разъеденные ржавчиной "клады": пули, шило, кинжал. Откуда они — не сразу сообразила. Это пастушьи "клады". Перегоны скота в горы обычно сопровождаются жертвоприношением. Вот и кладут в особых местах что-нибудь из металла.
Пастухи в горах собирают не только чернику, варенье, из которой полезно для иммунитета. Они собирают разные травы и цветы, в которых хорошо разбираются. Чуть ли ни каждое горное растение имеет полезное свойство: от головной боли, от боли в животе, от простуды. Больниц и аптек на такой высоте нет, вот и пользуются пастухи информацией, которую передали им предки.
Горные сумерки наступают неожиданно. Глухо позвякивая колокольчиками, стада возвращаются в загоны. Найдя свой черничный "рай", досыта наевшись ягодой, и я вернулась в балаган.
Костер горит всегда. Вечером вокруг него собираются уставшие пастухи, которые рассказывают легенды и истории из жизни. Ложатся они не позже полуночи, ведь встать утром нужно раньше солнца. На высоте 2 000 метров над уровнем моря, у берега реки Лашыпсы пастухи живут с мая по октябрь, иногда и до середины ноября, до того, как снег завалит дороги. Чем занимаются пастухи остальные шесть месяцев?
— Глупый вопрос, – отвечает Сатбей. – Работают на полях, пашут, сеют, занимаются садами и с нетерпением ждут сезона ашьхацан.