Амра Амичба, Sputnik
Преподавание как миссия
В 2009 году на очередную годовщину со дня рождения Владимира Анкваб по предложению его учеников, выпускников и нынешних преподавателей АГУ, на филологическом факультете вуза открыли кабинет абхазской литературы имени Владимира Анкваб.
В этом кабинете и прошла беседа с преподавателем кафедры абхазской литературы Ахрой Анкваб, который вместе с коллегами готовит программу вечера памяти знаменитого однофамильца.
"Мы будет отмечать 90-летие Владимира Платоновича 6 марта. Пригласили и режиссера, который пишет нам сценарий мероприятия", — сказал он.
Главной работой в жизни Владимира Анкваб было преподавание абхазского языка и литературы в Абхазском университете.
"Абхазский язык и литературу ни в одном вузе мира не изучают, кроме как в АГУ. Поэтому, еще будучи заведующим кафедрой абхазской литературы, Владимир Анкваб посчитал нужным открыть кабинет абхазской литературы. Кафедра – это одно, а кабинет абхазской литературы должен быть, считал Владимир Платонович", — отметил Ахра Анкваб.
С 1970-х годов организовал литературный кружок, который открывал имена новых поэтов, помогая им публиковаться в ежегодном сборнике университетский сборник "Арюаш" (горная река — ред.).
"Первые творческие работы студентов публиковались в этом сборнике – стихи, проза, исследования. Все набиралось на печатной машинке вручную на кафедре абхазской литературы, потом в университетской типографии на сборник делали твердый переплет. Всего литературный кружок выпустил более 15 таких сборников, до нас дошли только два", — сказал он.
В нынешнем кабинете абхазской литературы имени Владимира Анкваб продолжают традиции, заложенные им.
"Организован литературный клуб "Ацэыкубар" (роса — ред.), который объединил студентов, проявлявших интерес и способности к творчеству, кто пробует свои силы в написании стихов и прозы. С 2014 года их произведения публикуем в сборнике "Апсангьери" (наковальня – ред.), — сказал Ахра Анкваб. — Студентам, которые хотят заняться исследовательской работой, помогаем, отправляем участвовать в разных конференциях, в том числе и за пределами Абхазии".
Он напомнил, что Владимир Анкваб был в числе тех, кто подписал известное "Письмо 130-и", из-за чего ему объявили выговор и сняли с должности заведующего кафедрой абхазской литературы в сухумском вузе.
"Владимир Платонович не остался в стороне от национально-освободительной борьбы абхазского народа, которую начала интеллигенция, одним из ярких представителей, без сомнения, можно сказать, был Владимир Анкваб. Не побоялся потерять и место работы. Из института только 13 человек подписали, среди них был и он. Благодаря этому письму много позитивных изменений в Абхазии произошло – Сухумский педагогический институт приобрел статус государственного университета, открыли национальное телевидение и так далее, — перечислил Ахра Анкваб. — В то время были и те, кто особо не выпячивался, не высказывал своего мнения относительно существующих проблем, боясь потерять насиженные должности. Но Владимир Анкваб был не из таких".
Ахра Анкваб рассказал, что основу учебной программы по истории абхазской литературы, по которой учатся сегодня в АГУ, составил Владимир Анкваб.
"Программа только дополнена современными авторами. Также учебная программа по детской абхазской литературе, по которой учатся на педагогическом факультете АГУ, тоже составил он, будучи заведующим кафедрой абхазского литературы", — сказал преподаватель.
Владимир Анкваб работал в главном вузе страны с 1964 до самой смерти в 1987 году. Читал историю абхазской литературы, вел спецкурс "Новеллы Михи Лакрба и Апсуара", по которому защитил кандидатскую диссертацию.
Кстати, Владимир Анкваб был в первом наборе в абхазский сектор, который открыли в Сухумском педагогическом институте в 1950-х годах. С третьего курса перевелся в Москву в Литературный институт имени Горького. По окончании учебы вернулся в Абхазию и начал работать в Сухумском пединституте. За это время написал кандидатскую диссертацию и защитил ее в Москве.
Красота творчества
У каждого творческого человека нет одной тематики, он пишет о разных вещах, но, по словам Ахры Анкваб, поэт Владимир Анкваб к двум темам обращается чаще всего – это патриотическая тематика и пейзажная лирика.
"Был заядлым охотником, любил походы, природу Абхазии, часто поднимался в горы. Даже тот, кто говорит, что совершенно не понимает поэзию или никогда не был в горах, прочитав его стихотворения, перед глазами видит реальные образы и красоты природы, которые Владимир Анкваб смог описать словами в стихотворной форме. Как будто ты там был или сейчас находишься в лоне сказочной природы – таково воздействие пейзажной лирики Владимира Анкваб, — отметил преподаватель АГУ. — Сейчас собираемся 6 марта отметить 90-летие Владимира Анкваб и готовим сценарий. Режиссер Мадина Аргун отметила, что на основе стихотворения "На охоте" можно снять фильм или поставить отдельный спектакль, так описана природа. Она просила не включать его в нынешний сценарий вечера памяти, чтобы иметь возможность поработать с произведением отдельно".
Владимир Анкваб начал публиковаться в годы работы в Ткуарчале. Первые стихи напечатаны в газете "Апсны Капш" в 1954 году.
"Окончив начальную школу, работал шесть лет в Ткуарчале на шахте навалоотбойщиком — это рабочий, который непосредственно разрыхлял землю, чтобы добыть уголь. Тяжелый физический труд. А после работы посещал вечернюю школу, экстерном сдав экзамены, получил аттестат о среднем образовании", — сказал Ахра Анкваб.
Первый сборник стихов "Сышьха дзиас" (Моя горная река –ред.) вышел в свет в 1958 году.
"Когда говорим о патриотической тематике в творчестве Владимира Анкваб, нельзя не упомянуть произведение, которое по жанру труднее всего писать – роман в стихах. В истории абхазской литературы до Владимира Анкваб было напсиано только два романа в стихах – это "Ачатэ уаа" (Новые люди – ред.) и "Ахра ашэа" (Песнь о скале – ред.) Баграта Шинкуба. Анкваб написал два романа в стихах "Абрыскил" (абхазский Прометей — ред.) и "Аапыни анакуи" (Весна и туман – ред.). А в более современное время романы в стихах написаны поэтами Мушни Ласуриа и Платоном Бебиа", — отметил преподаватель АГУ.
"Абрыскил" вышел в печать в 1966 году. В его романе в стихах миф о Прометее пересказан с элементами научной фантастики и фэнтези.
"Герой народных сказаний, прикованный в пещере, в изложении Владимира Анкваб освобождается, выходит оттуда и становится защитником народа, предводителем. Среди литературных критиков и писательского сообщества работа вызвала много споров. В журнале "Алашара" прошло обсуждение, высказывались мнения, что неправильно было сделано, что изменен сюжет. Почему персонаж, который в народных сказаниях остался заключенным в пещере, поэтом освобожден от оков? Но философско-фантастический подтекст наиболее явственен при современном рассмотрении произведения. И понимаем, что он был прав во многом. Поэт – всегда пророк. Наверное, ему суждено видеть немного наперед, что должно произойти в будущем. Он предвидел, что у народа появится предводитель, который поведет государство к независимости и признанию. Наш первый президент, да упокой Господь его душу, для нас стал именно таким Абрыскилом. Он же как главнокомандующий привел нас к сегодняшнему дню", — подчеркнул Ахра Анкваб.
Сквозь творчество Владимира Анкваб, по словам преподавателя АГУ, проходит красной нитью любовь к родине и своему народу.
"И привить эту любовь подрастающему поколению было целью его педагогической деятельности. Можно сказать, что стихотворение "Бзиа избоит Апсны" (Люблю Абхазию – ред.) символ всего его творчества – там есть такие строки: "Родился здесь и умереть должен здесь". Правда, скоропостижно скончался он вдали от родины", — с печалью в голосе сказал он.
Семья поэта
Отец поэта, один из первых абхазских юристов Платон Анкваб, работал в Гагре в Народном суде. Жила семья Владимира Анкваб в Гагре, но еще в младенчестве родители развелись, и после единственного сына воспитывал отец, дядя и бабушка в селе Хуап. Отец будущего поэта был репрессирован со своим средним братом в 1937 году, а младший брат погиб на полях сражений в Великой Отечественной войне.
"Двоюродные братья были младше Владимира Анкваб, ему пришлось уже в 12 лет взяться за плуг. Пришлось раньше времени повзрослеть. В автобиографии, которую он оставил в 1970-х годах в мемориальном Доме-музее Дмитрия Гулиа, он пишет: "Когда мои ровесники гоняли мяч по соседству, я кукурузы молодые побеги очищал от сорняков". Роман в стихах "Аапыни анакуи" автобиографичный, главный герой Химца Джарба прототип автора", — уточнил преподаватель Абхазского государственного университета Ахра Анкваб.
По его словам, в творчестве Владимира Анкваб больше место занимает боль по матери.
"Он никогда ее не видел и, бывая в России, она была русской, в каждой проходящей пожилой женщине пытался разглядеть свою мать. Даже в стихотворении "Сан бабако?" (Где ты, моя мама? – ред.) проникновенными словами описывает это", — отметил он.
Супруга Владимира Анкваб, преподаватель кафедры абхазской литературы Людмила Хибба, вспоминает, что он не разрешал даже ругать детей в воспитательных целях.
"Он говорил: "Я вырос без отца и матери, ты не знаешь что это такое. Не знал ласки матери и отца. Как ты может ругать моих детей". — Я выросла в полной семье и не всегда понимала его переживания, связанные с воспитанием детей. Даже когда смотрел с ними мультфильмы, в которых рассказывали про сирот, всегда глаза были на мокром месте. Так как сам пережил такое, — поделилась Людмила Хибба. – 23 года разница между нами никак не ощущалась в быту. Порой, казалось, что я старше. Когда что-то напишет, читал мне, критику по-своему делала".
У поэта Владимира Анкваб и Людмилы Хибба две дочери – младшая дочь Рица Анкваб недавно защитила диссертацию по социологии на тему грузино-абхазского конфликта, старшая — Гунда Анкваб, аспирантка, живет в Турции.
В ноябре 1987 года Владимир Анкваб поехал в Москву на курсы повышения квалификации в Институт педагогики. Готовился к защите докторской диссертации, которую к тому времени уже написал и издал отдельной монографией "Становление и развитие абхазской прозы 1918-1948 годы".
"С утра 14 ноября еще спорил с грузинами много, опровергая придуманные ими искаженные исторические факты. Лекцию целую прочел им, рассказывала нам ныне доктор наук Зина Габуния. А вечером пошел в кинотеатр "Октябрь" посмотреть новый фильм Рязанова "Забытая мелодия для флейты", который ему рекомендовал посмотреть его бывший лектор Юлиан Семенов. Он ему сказал, и ты вырос без матери, сюжет фильма будет тебе близок, — вспоминает Людмила Хибба. — Сказал Зине, что сейчас схожу, посмотрю фильм Рязанова, к моему приезду свари мамалыгу. Так и не дошел до дома, после выхода из зала умер стоя на улице".
По мнению преподавателя АГУ Ахры Анкваб, смерть человека в подобной позе говорит о его силе духа.
"Из нашей творческой интеллигенции такая же смерть была у поэта Шалвы Цвижба. Он много времени болел, лежал в постели, а когда приблизился момент кончины, сказал, что хочет встать, и попросил его подвести к окну. Положил руки на подоконник и так умер стоя. Как можно умереть и при этом не упасть, сразу приходит мысль в голову. Обычно человек падает, а он умер и при этом стоит изваянием, — сказал он. — Владимир Анкваб часа два стоял, облокотившись о березу. Милиция увидела и решила, почему он столько времени в одной позе стоит, подошли к нему, а он уже был холодный".
Абхазский поэт скоропостижно скончался в возрасте 59 лет 14 ноября 1987 года в Москве. Похоронен Владимир Анкваб в Пантеоне писателей и общественных деятелей Абхазии на Сухумской горе.