Жители высокогорного села Псху, куда можно добраться только по воздуху и на внедорожниках через горные перевалы, если там нет снега, рассказали корреспонденту Sputnik о том, как карантин повлиял на привычный уклад жизни, кто ушел в самоизоляцию и почему к ним перестали ходить гости, а также чего жители горного села опасаются и чем запасаются.
Бадри Есиава, Sputnik
Подальше от вируса
В сложившейся ситуации в мире из-за пандемии многие, вероятно, могли бы позавидовать тем, кто живет вдали от цивилизации. Чем дальше сегодня находится человек от суетливых городов, тем больше он в безопасности. Казалось бы, где сегодня может быть лучше и спокойнее, чем в высокогорном абхазском селе Псху, куда можно добраться только коммерческим рейсом на "кукурузнике" из бабушарского аэропорта или же на внедорожниках, преодолев горные перевалы, которые сейчас непроходимы из-за снега. Мобильный телефон там не ловит, а провести себе спутниковый интернет смогли далеко не все. Но даже в таком отдаленном селе коронавирус оставил свой отпечаток.
По словам завуча местной школы Ольги Шибановой, после введения карантина в стране в село вернулись четверо местных жителей, которые ушли в самоизоляцию. Гости к ним больше не ходят.
"Так как сейчас самолет не летает, некоторые из них пришли пешком через перевалы. Их довезли до Ауадхары, а оттуда по колее, оставленной снегоходами, они добрались до села. Насколько я знаю, дорога у них заняла несколько дней. Ночевали в балаганах по пути домой. Сейчас они все сидят дома, никто к ним старается не заходить. Ждем, пока пройдут две недели", - поделилась она.
В период ЧП в Абхазии по всей стране приостановили работу образовательные учреждения, в том числе это коснулось и школы в Псху. Шибанова призналась, несмотря на то, что много дел по хозяйству, ей хочется скорее вернуться к своим воспитанникам. Для того чтобы детвора не бездельничала, она прошлась по селу и раздала задания на каникулы.
Прилавки местного продуктового магазина почти опустели. После слухов о возможном продуктовом кризисе сельчане быстро разобрали самые необходимые товары, так как доставка продовольствия производится не часто. Несмотря на это, жители горного села не унывают. К жизни про запас они привыкли давно.
"Даже если нам не доставят продукты до окончания карантина, мы всем запаслись. Муки у нас на целый год хватит, картошки достаточно, закрутки есть, крупы, растительное масло, соль, сахар. В принципе, это все, что у нас изменилось за последнее время. Привычная жизнь осталась прежней. Кроме тех, кто на карантине, все занимаются своими делами, общаются, видятся", - рассказала Ольга.
В Псху есть свой медпункт, где работает фельдшер. Там же расположена аптека. Проблем с основными медикаментами там пока не наблюдается. Доставленные последним авиарейсом препараты еще не раскуплены. Ольга призналась, что местные жители не пренебрегают и народными средствами.
Увидеть Псху и остаться навсегда
Ольга Шибанова переехала из России в Абхазию двадцать лет назад. В детстве она нередко бывала в Псху в гостях у своей тети, и село это ей всегда нравилось, но о том, что она останется там навсегда, Ольга не подозревала. Причиной кардинальной смены образа и места жизни стала любовь. В подробности своей романтической истории Шибанова посвящать не стала, стесняется.
С тех пор Шибанова устроилась на работу в сельскую школу, где преподает математику. В остальном ее жизнь мало чем отличается от жизни соседей. Как и все, она занимается огородом, разводит кур, свиней, другую скотину. Сейчас в Псху разгар полевых работ. Многие крестьяне уже вспахали земли и посадили картошку. При этом весенняя погода не балует.
"Сейчас очень сильные ветры у нас. По ночам заморозки бывают. Те, кто посадил помидоры в парниках, они у них даже подмерзли за ночь. Вроде светит солнце, но ветер холодный. Думаю, у вас намного теплее", - сказала Шибанова.
У героини одного из материалов Sputnik, опубликованного в 2016 году, Агнессы Ацанба схожая история. Только она познакомилась со своим будущим супругом в Гудауте, откуда она родом. Вскоре вышла за него замуж и переехала в это село.
Еще до введения чрезвычайного положения в республике она по делам вернулась на "большую землю" и с тех пор находится в Гудауте у родителей, но хорошо осведомлена о происходящем дома. По ее словам, сейчас крестьяне в первую очередь ремонтируют свои заборы, которые не выдержали тяжести снега. Вернуться домой пока у нее не получается, потому что, по ее рассказу, на борт рейсового "кукурузника" разрешается брать не больше трех человек.
"Один рейс самолета стоит 27 тысяч 500 рублей. На троих это очень дорого. Планировали отправлять в Псху самолет каждые десять дней, и при наличии достаточного количества пассажиров полет стоил бы две тысяч рублей, но из-за карантина полеты отменили", - отметила Ацанба.
Информированы и ответственны
Начальник пожарно-спасательного поста села Псху Сергей Зинченко уточнил, что те четверо сельчан, которые сейчас находятся в самоизоляции, вернулись в Псху из Сухума. Никаких симптомов заболевания у них нет, но решили на всякий случай сократить контакты с внешним миром.
Жители перестали собираться большими компаниями и стараются следить за последними новостями, происходящими в Абхазии и мире из-за коронавируса.
"Население проинформировано о самой болезни и ее симптомах. Они довольно ответственно подошли к этому вопросу", - сказал он.
Что касается работы подразделения МЧС республики в Псху, она особо не изменилась, но спасатели держат связь с сельчанами и готовы оказать всю необходимую помощь, в том числе, если будет необходимость вывоза кого-либо из жителей села, отметил он.
- Все последние новости о ситуации с коронавирусом в Абхазии и в мире - в спецпроекте Sputnik.