"Новые дикие": как Абхазия стала родиной третьей волны фовизма
© Foto / facebook / Татьяна ГулиаРаботы российских художников, побывавших в Абхазии
© Foto / facebook / Татьяна Гулиа
Подписаться
Выставка работ российских художников, рисовавших в Абхазии в стиле нового фовизма, открылась в Московском доме самостоятельного творчества в пятницу 21 января.
О том, как российский художник Владимир Опара вместе с супругой Майей в Абхазии возрождали фовизм, читайте в материале Sputnik.
Sputnik
Российский художник Владимир Опара более 30 лет не рисовал этюды, он занимался большими проектами в Европе и не планировал возвращаться к своему раннему творчеству. Но пандемия коронавируса и закрытые границы внесли свои корректировки в его планы.
Когда надоела самоизоляция в Москве, он вместе с супругой Майей Опара летом 2020 года отправился на Черноморское побережье России. Однако ничего примечательного творческая пара там не нашла для себя. Тогда Владимир и Майя решили ехать дальше, в Абхазию. К тому же республика уже на тот момент распахнула свои двери перед российскими туристами после пятимесячной изоляции.
"И когда открылась Абхазия, Майя нашла такие домики, только что построенные. Хозяйка Апсуана - потрясающий человек, мы теперь с ней дружим. И мы поехали в Пицунду. Мы покупались на море, море прекрасное, природа. Чем Абхазия отличается от другой части Черноморского побережья, на мой взгляд, - это природа. Эти сосны на берегу моря, ничего из железа и бетона на берегу, слава Богу, не построили. И море, оно более чистое, и людей меньше, никто там друг на друге не лежит. Вот это все было очень приятно”, - вспоминает Владимир Опара.
Но больше 20 дней художники в республике не выдержали, так как с собой они не взяли ни холстов, ни этюдников, ни фотоаппаратов. А работать уже хотелось. Вернувшись в сентябре в Москву, супруги поняли, что снова хочется в Абхазию.
И уже в мае 2021 года с наступлением первых теплых дней, они снова рванули в полюбившуюся республику. Уже со всем необходимым набором - фотоаппаратами, штативом, этюдником, холстами.
Сначала они остановились в Гагре. Но Владимир и Майя долго на одном месте не засиживались - путешествовали на машине по всему побережью вплоть до Очамчыры, снимали на фотоаппарат абхазские пейзажи.
Возрождение фовизма
А в июне Владимир впервые за более чем 30 лет начал писать этюды.
"Я давно этого не делал, я берусь за большие проекты, по одному проекту в год в Европе, это сложные картины. В последний раз на улице рисовал где-то в 90-х. И тут спустя 30 лет я вновь рисую этюды и так был этим поглощен, настолько изумился этому - игра воды, небо и так далее. Мы пробыли там весь июнь, в июле вернулись в Москву. И я посмотрел на свои работы и увидел, что они очень похожи на те работы, которые я делал в 24 года - очень яркие. И все это очень похоже было на французский фовизм, художники рисовали очень яркими красками, и что очень важно - тоже рисовали у моря. Тут еще надо заметить следующее, когда мы заехали в Абхазию и ехали в Гагру, мы удивились - это было очень похоже на Северную Италию, где мы жили и работали долгое время”, - отмечает он.
© Foto / facebook / Татьяна ГулиаРаботы российских художников, побывавших в Абхазии
Работы российских художников, побывавших в Абхазии
© Foto / facebook / Татьяна Гулиа
Осознав это, Владимир решил, что надо снова возвращаться в Абхазию, но уже с группой художников, которым он объяснит, как рисовать в стиле нового фовизма. Опара рассказал в соцсетях о том, что собирает группу. Народ быстро собрался. И в конце сентября художники прибыли в Абхазию.
"Это оказалось прекрасное время, настолько все играло красками, цветом. Я им показал, как рисовать в стиле нового фовизма. И мы сделали невероятное количество работ. Лично я написал 50 работ. А когда мы в прошлом году с группой порисовали и посмотрели, мы сказали: “О, мы и есть третья волна фовизма”, - отмечает художник.
Само художественное течение фовизм возникло в начале ХХ века во Франции. По словам Опара, два художника - Вламинк и Дерен решили, что будут самыми яркими художниками и стали рисовать открытым цветом, красками, в упрощенной форме.
"Это линии, которые не совпадают с формой, цветные яркие пятна - красные, синие, розовые. К ним присоединился Маттис. Но потом это течение затихло. Когда публика пришла к ним на выставку, они сказали “фов” - дикость какая. Отсюда пошло и название течения. В истории искусства это очень важный момент. В 1960-1970-х в Германии вдруг возникла новая волна фовизма. Часть художников, среди них был и замечательный художник Ансельм Кифер, сказали, что им надоело концептуальное искусство и хотят яркого, острого искусства. И таким образом вторая волна фовизма возникла в Германии. Тоже недолго просуществовала и затихла. А третий, условно русский фовизм возник в Абхазии. Я это назвал “ньюфов”, - добавляет Опара.
Продолжение следует
По возвращении в Москву, Владимир провел выставку работ в собственной студии в центре Москвы. Желающих посмотреть экспозиции оказалось много. И тогда возникла идея провести более масштабную выставку. Опара договорился с Московским домом самостоятельного творчества.
"Зал мне понравился, потому что он камерный. Это уютный московский двор. На открытие пришло очень много людей. На выставке представлено 50 картин и 12 скульптур моего друга, художника Алексея Григорьева, который покинул нас 20 лет назад. Его скульптуры сварены из железа, они по своей стилистике похожи на наши работы. Выставка продлится до 30 января”, - отмечает Владимир Опара.
© Foto / facebook / Татьяна ГулиаРаботы российских художников, побывавших в Абхазии
Работы российских художников, побывавших в Абхазии
© Foto / facebook / Татьяна Гулиа
Владимир планирует продолжить работать в этом стиле и дальше. В июле и октябре Владимир вместе с другими художниками планирует приехать в Абхазию для написания новых картин.
"Таким образом Абхазия участвует в возрождении фовизма. Новые восточные дикие - это мы. В следующей выставке, которая будет в ноябре или декабре здесь же в Москве мы хотим пригласить художника из Абхазии. Я хочу найти художника, который делает что-то из дерева и раскрашивает их яркими цветами. То есть это будут фовистские скульптуры. Вот что я хочу найти в Абхазии. Я видел, что в Абхазии очень часто используют дерево. Кафе есть в Пицунде, там стена сделана из гнутых прутьев”, - добавил он.
В планах Владимира Опара также провести выставку работ и в самой Абхазии.