20:21 19 Октября 2019
Прямой эфир
  • USD63.95
  • EUR71.13
Гостиница Ориенталь

Творение Альфреда Баммэ: ориентир на "Ориенталь"

© Фото : из архива Анзора Агумаа
В Абхазии
Получить короткую ссылку
Абхазия: путешествие во времени (46)
142271

Роскошный первоклассный отель "Ориенталь" состоял из 64 комфортабельных номеров. Одна ночь в одном из них могла обойтись постояльцу почти в полтора рубля. Гостиничные номера занимали весь второй этаж здания. Самые лучшие из них имели выход на балконы – 19 балконов на улицу Колюбякинскую и три - на набережную.

СУХУМ, 11 окт — Sputnik, Арифа Капба. Летний зной позади, и теперь даже днем можно спокойно выйти на набережную Махаджиров, пройтись вдоль береговой полосы, вдыхая соленый запах моря и крепкого кофе, который варят в кафешках. Попутно можно встретить немало зданий, которым уже больше ста лет. Причем занятие это будет интересно как гостям города, так и тем, кто в нем живет не один год. Стоит только присмотреться. 

Одно из них стоит на пересечении улиц Леона и набережной Махаджиров, напротив гостиницы "Рица". Речь идет о гостинице "Ориенталь", построенной в 1908 году на углу улиц, которые тогда назывались Михайловская набережная и Колюбякинская улица.

 

Красавицу-гостиницу со звучным "восточным" именем построил один из самых плодовитых архитекторов, некогда творивших в Сухуме, – Альфред Баммэ. 

В список творений Баммэ входят здания Азово-донского банка (ныне ЦВЗ и Национальная картинная галерея), меблированных номеров "Европа" (ныне так называемый "Детский мир") и еще много других, менее значимых по масштабу, но  мастерски исполненных домов. Излюбленным стилем Баммэ в архитектуре был модерн.

Гостиница "Ориенталь" по праву считается одним из лучших произведений мастера. Специалисты в один голос отмечают его особое "качество места" — термин, который говорит о гармоничном сочетании архитектуры самого строения с тем местом, где оно воздвигнуто.

"Сильно запоминающийся образ задан пластикой кровли и ее объемными составляющими в виде шатровых покрытий, угловых башенок, развитых фронтонов и прочих атрибутов,  - отмечает  архитектор Георгий Баронин, — кроме того, узорчатая ткань решеток, ограничивающая свес балконов и нижнего края ската кровли, создает те элементы ажура, который жаждет видеть глаз".

Словом, одним своим появлением на Михайловской набережной в начале прошлого столетия оно смогло создать некий флер романтики, который задавался архитектурными особенностями "Ориенталя".

Роскошный первоклассный отель "Ориенталь" состоял из 64 комфортабельных номеров. Одна ночь в одном из них могла обойтись постояльцу почти в полтора рубля. Гостиничные номера занимали весь второй этаж здания. Самые лучшие из них имели выход на балконы – 19 балконов на улицу Колюбякинскую и три  - на набережную.

Первый этаж здания был отдан под торговлю и всякие офисы, выражаясь уже нашим языком. Так, на первом этаже разместился первоклассный ресторан, а среди магазинов особо известными были мануфактурный магазин братьев Акиньян, табачный магазин Бабаджян, магазин часов, бриллиантовых изделий и столового серебра Минкова. Словом, в одном месте свои денежки могли оставить и мужчины, желавшие покурить табаку или приобрести часы, и дамы, которые хотели купить красивое серебро для своих столов или даже обзавестись изящными бриллиантовыми украшениями.

Но, пожалуй, самым известным местом на первом этаже "Ориенталя" была известная на весь Сухум фотостудия Евкарпиди. Иоаннис Полихронович Евкарпиди вместе со своими родителями, братьями и сестрой прибыл в Сухум из Османской империи еще совсем молодым человеком.

Обучившись искусству фотографии, он сумел приобрести все нужное оборудование и открыть собственную фотостудию, которая вскоре стала очень популярной в городе.

Сфотографироваться у  мастера фотографии, а такой авторитет талантливый и трудолюбивый Евкарпиди приобрел очень быстро, приходили все самые известные и богатые жители Сухума.

Сохранилось множество фотографий, сделанных Евкарпиди. На всех этих снимках изображены люди в красивых одеждах, модных шляпках. Всегда проработан интерьер, а фотографирующиеся часто запечатлены в продуманных позах, будто каждый исполняет отведенную ему роль на снимке.

Фотостудия Евкарпиди принесла ее хозяину не только славу, но и большие доходы, которые вполне позволили ему жить на широкую ногу.  Как пишет журналист Георгиос Григориадис, Евкарпиди одевался по последней моде Парижа и Лондона, был похож на английского лорда, носил модное пальто, а в руках держал трость с серебряной ручкой.

Словом, именно в этом здании находилась некогда известнейшая студия фотографии, в которой сняли свои портреты представители самых разных национальностей, проживавших в Сухуме XX века. 

Гостиница Сан-Ремо 1914 г.
© Фото : из архива Анзора Агумаа

В 1932 году "Ориенталь" переименовали в "Ткуарачал", что вполне соответствовало духу советского времени, а также было данью труду "рабочих и трудящихся", которые строили на востоке Абхазии совершенно новый город.

В 1933 году к гостинице "Ткуарчал" пристроили корпус гостиницы "Советская Абхазия". Это был проект очень известного архитектора  Владимира Щуко. Но об этом здании, которое до сих пор стоит в руинах, стоит, конечно, сказать отдельно. Оно принадлежит к другой эпохе и скорее является примером сталинского ампира в архитектуре, но долгое время именно "Абхазия" была визитной карточкой города, изображение которой щедро тиражировалось на всех почтовых открытках.

Масштабному разрушению гостиница "Ткурачал" подверглась в 1985 году, когда пожар, разгоревшийся в гостинице "Абхазия", перекинулся и на "Ткуарчал". Перед самым началом войны 1992-1993 годов в Абхазию для проведения реставрационно-восстановительных работ приехали иностранные специалисты. Был подробно разработан план реставрации, но работы остановились с началом войны.

После войны здание очень долгое время стояло запущенным и серым, но какое-то время назад был вполне удачно восстановлен фасад гостиницы, и хоть разница во внешнем виде нового "Ориенталя" и "Ориенталя" начала XX века разительная, не может не радовать, что все же это здание не стерто с лица земли. Оно числится в списке архитектурных памятников города, и не меркнет надежда, что когда-нибудь оно предстанет во всей своей красе.

Сухум XIX век. АРХИВНОЕ ФОТО
© Фото : из архива Георгиоса Григориадиса
Сухум XIX век. АРХИВНОЕ ФОТО
Темы:
Абхазия: путешествие во времени (46)

По теме

Наследие Смецких. Часть вторая.
Наследие Смецких. Часть первая
Из "Сан-Ремо" в "Рицу"
Теги:
история, архитектура, здания, Азия, Весь мир, Сухумский район, Сухум, Абхазия


Главные темы

Орбита Sputnik