СУХУМ, 22 мар – Sputnik, Рада Ажиба. У абхазов с древних времен существовали различные поверья и приметы, наблюдая за поведением животных, растений, природы в целом, они делали прогнозы на изменение погоды, сказала корреспонденту Sputnik фольклорист Эсма Тодуа.
"Исходя из того, какой будет погода в день весеннего равноденствия 22 марта, в старину узнавали о том, какой будет погода летом. Считалось, что если в этот день шел дождь, то лето будет дождливым, если светило солнце, люди ждали засушливого лета", — добавила она.
Абхазы называют 22 марта "днем купания волка", отметила Эсма Тодуа.
"В абхазской мифологии существует культ волка. 22 марта он купается в реке, для того чтобы очиститься от всех грехов, которые совершил за год", — сказала ученый.
По словам фольклориста, наблюдения абхазов за тем, какой будет летняя погода в день "купания волка", существуют и по сей день.
"Это поверье существует и сегодня в селах республики, особенно среди людей старшего поколения. Этот день еще называют днем размежевания зимы и лета. У абхазов есть наблюдение, согласно которому приходом лета считается первый весенний гром", — подчеркнула Эсма Тодуа.
Согласно мифологии абхазов приход весны люди встречали как праздник. Ученый Римма Хашба изучала уже утерянные древние божества абхазов. Таким божеством был бог растений и обновления Таргиалас.
"В книге фольклориста Риммы Хашба есть такой рассказ. Были два брата Хтыр и Лаз. Они передвигались по стенам земли, они раз в год встречались на пересечении неба и земли. При встрече они сбривали усы, омывали руки и лицо. Затем они расходились и встречались ровно через год. Встреча братьев абхазы почитали как праздник. Нельзя с уверенностью сказать, что братья встречались именно 22 марта, но такая версия существует", — отметила фольклорист.
У бзыпских абхазов братьев Хтыра и Лаза называют Мтаргиалаз, абжуйские называют Таргьа Лаз. Сегодня этому богу не поклоняются. Подобное божество существовало и у адыгов – Тхагулыдж (Тха – бог, лыдж – земля), также и у осетин.
"Моление произносил старший в семье. Он вставал рано утром, становился лицом к восходу солнца и просил о снисхождении, если в течение года он и его семья совершили греховные дела. Также он просил хорошего урожая. Для моления закалывали жертвенное животное, делали ахампалы (национальное блюдо из теста) и вино", — отметила Тодуа.
Народные приметы и поверья, которые стали частью мировоззрения абхазов, существуют и сегодня, не редки случаи, когда их предсказания становятся точными.