23:56 17 Октября 2019
Прямой эфир
  • USD64.35
  • EUR71.05
Аталычество.

Больше чем родство: аталычество в Абхазии

© Фото : public domaine
В Абхазии
Получить короткую ссылку
1132100

Абхазы с древних времен придавали большое значение семейным отношениям, в частности, воспитанию детей в абхазских традициях, в XIX веке в Абхазии появилась традиция аталычества.

Рада Ажиба, Sputnik.

Сегодня мать, добровольно отдавшую свое дитя на воспитание в другую семью, мягко говоря, не поймут. Но в Абхазии XIX века такое было не просто нормальным, но и престижным. Это явление получило название "аталычество". Историки утверждают, что это слово имеет тюркские корни (аталык — отцовство, ата – отец)

В XIX веке отношения дворян и крестьян становились все теснее. О роли традиции аталычества в жизни абхазов рассказал доктор исторических наук Валерий Бигуаа.

"Социальное неравенство дворян и крестьян, имевшее место в других странах, в Абхазии было не столь сильно. Воспитание (аталычество) имело функциональное значение. Зачем нужно было аталычество? Для того чтобы дворяне и крестьяне стали ближе, чтобы могли защитить друг друга при необходимости. Воспитателя называли абадзеи, воспитанника — ахупха", — сказал Бигуаа.

Инал Лазба: почему апсуара.
© Sputnik / Сергей Пятаков

Если в доме дворянина рождался ребенок, количество крестьянских семей, желавших взять его на воспитание, было очень большое. Однако дворянин отдавал своего ребенка на воспитание только в семью с хорошей родословной, имевшей почет и уважение в обществе.

Крестьянская семья, в которой воспитывался  ребенок, была защищена, так как в их семье рос отпрыск дворянина. Когда дворянин отдавал своего ребенка на воспитание, он преподносил крестьянской семье колыбель, вещи, необходимые ребенку, и дойную корову.

Дворянский ребенок отдавался на воспитание сразу после его рождения, до того как он привыкал к своей матери. Если это была девочка, ее воспитывали до 16 лет, обучали всем домашним делам, учили традиционному поведению в обществе и в доме. Если воспитывался мальчик, то его обучали стрельбе, наездничеству, владению мечом до 18 лет. До тех пор, пока ребенок был на воспитании в крестьянской семье, он не виделся со своей семьей. Поэтому его возвращение домой становилось праздником.

"Молодого воспитанника, дворянина, разодетого, верхом на коне вели к своей семье. Крестьянской семье, воспитавшей ребенка, преподносили различные подарки. Дома для него устраивали большой пир. Бывали случаи, когда ребенок не оставался в родной семье, а возвращался в крестьянскую семью, где он был воспитан", — сказал он.

Валерий Бигуаа отметил, что традицию аталычества изучал русский офицер Федор Торнау.

В книге Федора Торнау "Воспоминания кавказского офицера" об аталычестве говорится: "У абхазов (черкесов)  существует давний обычай не воспитывать дома детей знатного происхождения. Вскоре после рождения мальчика отдают обыкновенно на прокормление и воспитание в чужую семью до тех пор, пока он не подрастет и не научится владеть оружием. Весьма часто выбирают для этого совершенно другое племя. Принявший ребенка на воспитание называется "аталык" и приобретает все права кровного родства с семейством своего питомца. Этот обычай много способствует к примирению и к сближению между собою разноплеменных горских семей и обществ; а дети научаются говорить на чужих наречиях, что для них бывает весьма полезно при существующем на Кавказе разноязычии. Женщины заботятся с особенною нежностью о своих питомцах, которые тем сильнее привязываются к посторонним кормилицам, чем менее знают своих родных матерей".

Если в художественной литературе мы встречаем мысли о том, что аталычество было отрицательным  явлением в жизни абхазов, от чего стоило отказаться, это, считает этнолог Бигуаа, в корне неверно, наоборот, оно как  раз укрепляло единство народа, независимо от социального неравенства.

Теги:
семьи, дети, Абхазия


Главные темы

Орбита Sputnik