Sputnik, Бадри Есиава.
От геолога к кавалеру ордена Леона
Свою судьбу с Абхазией Нина Полякова связала еще в далеком 1985 году, когда, будучи на тот момент геологом Ленинградского центра научных исследований, впервые приехала на раскопки в Абхазию вместе со своими коллегами.
Здесь она познакомилась с историком, археологом, Героем Абхазии в будущем, Мущни Хварцкия и ныне заместителем министра культуры Абхазии Баталом Кобахия, с которыми она очень сдружилась.
"Тогда мы проводили разведку каменного века по всей территории Абхазии и работали вместе с Мущни Хварцкия, а чуть позже познакомилась с его другом Баталом Кобахия, с которым нас все еще связывают теплые и дружеские отношения", — рассказала Полякова.
За годы Нина Полякова сумела не только приобрести настоящих и верных друзей в Абхазии, но и влюбиться в Страну души. Абхазия стала для нее настолько родной, что при первой же новости о начавшейся здесь войне она начала оказывать помощь не только в отправке добровольцев из Санкт-Петербурга и Приднестровья в Абхазию, но и в доставке медикаментов.
"Так как мы все здесь были близкими и родными, естественно, что я и мои друзья из Санкт-Петербурга, Приднестровья в самом начале войны приехали в Абхазию. Многие из тех, кто тогда встал на защиту Абхазии, так и остались здесь в земле", — с горечью вспомнила Полякова.
Гуманитарной деятельностью она занималась до октября 1992 года. В том же месяце она уже сама приехала в Абхазию в составе Дубасарского (Приднестровского – ред.) отряда.
"Сначала мы были в Гудауте, затем нас направили в Ткуарчал, а после гибели Мущни Хварцкия в декабре 1992 года обратно вернулись в Гудауту. Я была медсестрой в медико-санитарном батальоне, организованном Баталом Кобахия", — рассказала Полякова.
День победы Нина Евгеньевна встретила в Гудауте, но даже после окончания войны ей не сразу удалось вернуться в Россию, так как в грузинском плену все еще находился их друг, обменять которого удалось лишь в декабре 1993 года.
Указ о присвоении Нине Евгеньевне Поляковой ордена Леона подписал первый президент Абхазии Владислав Ардзинба, но так как ее в то время в стране не было, вручили ей награду спустя годы при втором президенте Сергее Багапш.
Первая рука помощи
Развал Советского Союза изменил жизнь миллионов людей. В то время как одни богатели в геометрической прогрессии, другие же, напротив, лишались надежды на светлое будущее и все глубже погружались в нищету.
По воспоминаниям Поляковой, на улицах Санкт-Петербурга стало появляться много беспризорников, которым она и другие отзывчивые люди из ее окружения старались помочь, защитить, согреть и накормить.
"В 90-е годы было очень тяжело, и мы занялись благотворительной деятельностью. Находили детей в подвалах, чердаках и канализациях, а потом, так Господь устроил, что у меня появилась возможность открыть свой собственный "Центр реабилитации безнадзорных детей" в 1999 году", — поделилась Полякова.
За 17 лет реабилитационный центр Нины Евгеньевны воспитал более 900 детей. По ее словам, все они из кризисных или неблагополучных семей, дети с задержкой развития.
Работа центра, по словам Поляковой, ориентирована на творчество. При нем организованы керамическая и столярная мастерские, театральная и анимационная студии, преподаются уроки по рисованию и пению.
"Мы создаем пластилиновые мультики, народные костюмы, глиняные изделия, участвуем в различных музыкальных и творческих фестивалях не только в России, но во многих других странах мира", — сказала она.
Одни из последних фестивалей проходили во Франции, Испании и Израиле, где "Центр реабилитации безнадзорных детей" знакомил иностранцев с русским традиционным фольклором. А русские, которые долгие годы живут в этих странах, слушали песни на родном языке со слезами на глазах, ностальгируя по родине.
"Мы были удивлены тем, что в Испании, точнее в одной деревушке вблизи Барселоны, нас так тепло приняли, и выступление детишек прошло на ура. Оказывается, наши народы близки по культуре, традициям и душевной простоте. По колориту, может, и разные, но в естественности, наивности, если хотите, очень схожи", — заметила Нина Евгеньевна.
Реабилитационный центр Поляковой существует не только за счет финансовой помощи небезразличных к проблемам детей людей, но и за свои собственные средства, зарабатываемые от продажи детских поделок.
Ежедневно центр посещают от 30 до 60 детей и подростков. Их кормят обедом и ужином, помогают с одеждой, устраивают в школы и училища, оказывают психологическую и педагогическую помощь.
Каникулы в Абхазии
Свои первые каникулы в Абхазии, воспитанники реабилитационного центра провели в Новоафонском монастыре в 2005 году. Так как монастырь исключительно мужской, поток состоял из мальчиков.
В те годы, вспомнила Полякова, в Абхазии практически не было туристов, и пляж Нового Афона был в полном их распоряжении.
Годами позже Нина Евгеньевна приобрела в окрестностях Гудауты квартиру и небольшой земельным участок, на котором сегодня стоит домик. Два месяца в году, с июля по август, здесь гостят до тридцати воспитанников центра.
"Этим летом, в качестве помощника со мной приехала моя первая воспитанница. Сейчас ей 30 и у нее у самой пятеро детей", — сообщила Полякова.
Главная задача центра Поляковой — оздоровление детей, воспитание в них доброты, отзывчивости.
"Мы православные христиане и перед каждой трапезой читаем молитвы. Когда на протяжении двух летних месяцев вместе молимся – это придает огромные силы не только детям, но и их родителям. Это не пустые слова, все так на самом деле", — уверена директор центра.
По мнению Поляковой, детям говорить много и о многом не надо, нужно всего лишь наглядно показывать им положительные примеры, и они будут повторять то, что видят. А будут примеры добрые или напротив, зависит от взрослых.
Работа с проблемными детьми нелегкая, добавила Нина Евгеньевна, у каждого из них тяжелая судьба, которая, в конечном счете, формирует их характер и внутренний мир, но никогда нельзя отворачиваться от таких детей, слишком строго к ним относиться или физически наказывать. Все можно объяснить словами, уверена она.
"Бывают случаи, когда дети могут что-то не поделить и ссорятся, в такой ситуации лучше их увести от конфликта и ничего не говорить до того, как успокоятся. Потому что в возбужденном состоянии ребенок не сможет воспринять беседу или объяснения", — подчеркнула Полякова.
Если и беседы не помогают или же ребенок сильно провинился, самое жесткое наказание, которое его ждет, это лишение права посещать центр в течение нескольких дней. Это самое эффективное наказание, которое заставляет детей задуматься о своем поведении, так как они нуждаются в этом центре.
Каждый день отдыха ребят в Абхазии распланирован и насыщен событиями. Утро начинается с водных процедур и часовой зарядки, потом молитва и завтрак. После обязательной программы излюбленное детьми занятие — плавание в море, вернувшись, приступают к послушанию.
"Послушание – это обычный, легкий труд. К примеру, дети помогают взрослым в саду и огороде, прибираются в доме, для них проводим уроки по творчеству и пению. Главное, чтоб дети были заняты чем-то полезным. А вечером, естественно, снова море, молитва, ужин и отбой в десять часов", — подчеркнула Полякова.
Подопечные Поляковой за несколько лет посетили, наверное, все достопримечательности Абхазии, но, когда в потоке новые дети, специально для них организовываются экскурсии по основным туристическим маршрутам страны. В течение нескольких лет сложилась традиция посещения святых мест Абхазии и проведения археологических разведок.
"Мы уже провели несколько экспедиций в Каманах в поисках каменного материала, и ребята из старшей группы уже умеют отличить обычные камни от тех, которые были сделаны руками человека тысячи лет назад", — с гордостью рассказала Полякова.
По ее мнению, Абхазия целиком и полностью усыпана такими артефактами, просто нужно уметь отличать природный материал от созданного человеком.
Будущее, вместо улицы и тюрьмы
Нина Евгеньевна Полякова связала свою судьбу с детьми, но собственных у нее никогда не было. Около 15 лет назад она решила усыновить ребенка и взяла на воспитание четырнадцатилетнего мальчика.
"Ситуация была очень сложной. Он сидел в колонии для несовершеннолетних на тот момент, рос без семьи. Характер у него был безобразный, непослушный и очень категоричный. Когда он вышел из колонии, посоветовавшись со своими близкими, я приняла решение его усыновить", — рассказала Полякова.
Спустя годы, сын Нины Евгеньевны приехал в Абхазию, где жил и работал в течение трех лет. За это время он успел обзавестись семьей, женился на абхазке, а вскоре после возращения в Санкт-Петербург у них родился сын.
Она помнит первых своих подопечных. На одном из них висело свыше двухсот ограблений, другие же по несколько раз побывали в колонии.
"Когда я пришла их забирать, начальник милиции мне сказал, что если я с ними справлюсь, он поставит в холле отделения памятник в мою честь. Об этом он, конечно же, пошутил, но я справилась", — отметила Нина Евгеньевна.
Полякова с большой гордостью рассказала, что ни один из этих детей больше не попал в тюрьму, более того, все они уже самодостаточные личности, работают, и у них есть семьи.
Патронаж детей "Центра реабилитации безнадзорных" не заканчивается по достижении совершеннолетия. Со всеми ними поддерживают контакты, по возможности оказывают всяческую помощь.
В числе бывших воспитанников Поляковой артисты, полицейские, врачи, сотрудники компаний. Перечислить то, чем занимаются более 900 выпускников центра реабилитации, просто невозможно.
Один за всех…
Двенадцатилетний Петр решил прыгнуть с пирса в море, не обратив внимания на его скользкое покрытие. Он ударился головой о бетон, к счастью, несильно. Врачи постригли его наголо и продезинфицировали рану, необходимости в наложении швов не было.
Теперь вся группа ходит с короткими волосами, своего рода акция поддержки друга.
"Я хотел сделать сальто назад с пирса и поскользнулся, ударился головой. Когда мне побрили голову, мне стало немножечко грустно, потому что несколько лет отращивал волосы. Увидев это, мои друзья решили меня поддержать и тоже постриглись", — с гордостью сказал Петр.
Маленькая Полина уже третий год подряд приезжает в Абхазию. Помимо природы, ей нравится, что они все здесь живут вместе, она планирует возвращаться в Апсны, даже когда вырастет.
У себя в Санкт-Петербурге она посещает "Центр реабилитации безнадзорных" каждый день после школы и сразу, как она сама призналась, идет в кабинет по работе с глиной.
"В реабилитационный центр привела меня мама семь лет назад, до этого туда ходили мои старшие братья. Мне больше всего нравится работать с глиной, в столярную мастерскую я практически не захожу", — поделилась Полина.
Полину и ее братьев воспитывает одна мама.
Четырнадцатилетний Даниил — один из бывалых гостей Абхазии. Приезжает он сюда шестой год, его знают все соседи, и с каждым из них он знаком лично. Порой ведет взрослые беседы с ребятами постарше и поучает младших. Он сторонник разрешения всех конфликтов без насилия, и в этом заслуга Нины Евгеньевной, считает Даниил.
"В школе, бывает, с кем то чего-то не поделишь, но я всегда стараюсь разговаривать и не доводить до драки. Этому меня научила Нина Евгеньевна", — с благодарностью рассказал Даниил.
Пожалуй, самый серьезный и немногословный из всей группы Тихон, его имя подходит ему как никому другому. Но он в свою очередь категорически с этим не согласен. Считает себя общительным и шустрым.
Дети рассказали, что не хотят уезжать из Абхазии, часто вспоминают ее в холодные зимние питерские вечера, представляют в мыслях гудаутский пляж и то, как они купаются в теплом море, и вкус кисло-сладкой алычи преследует их еще долгое время.