О том, насколько в Абхазии доступна для инвалидов городская среда, и какие еще актуальные проблемы встают сегодня перед людьми с ограниченными возможностями, читайте в материале корреспондента Sputnik Владимира Бегунова.
3 декабря принято говорить о проблемах инвалидов. Резолюцию о провозглашении этого дня Организация Объединенных Наций приняла в 1992 году.
Проблема доступности городской среды для людей с ограниченными возможностями начала подниматься в обществе не так давно. Во всем мире ей стали уделять внимание в 1960-ых годах, в Абхазии несколько лет назад.
Проблема Абхазии в том, что, когда человек получает травму и становится инвалидом, его начинают опекать и жалеть родственники и знакомые. И это место того, чтобы помочь адаптироваться в обществе, считает координатор Ассоциации "Инва-Содействие" Алхас Тхагушев.
"У нас нет связи между медицинскими заведениями и социальными институтами, – говорит Тхагушев. – Доктора сделали свое дело, спасли, к примеру, молодого человека после ДТП, но ему придется жить с инвалидностью. Для начала нужно научить человека банально обслуживать самого себя. Этим никто не занимается. Потом ему понадобится трость, ходунки или инвалидная коляска, где их достать? Есть общественные организации, социальные программы, но все это точечно, бессистемно. Затем, это самое важное, чтобы человек не погружался в депрессию, не чувствовал себя ущербным, нужно помочь ему переквалифицироваться, приносить пользу окружающим и обществу даже в инвалидном кресле".
Как говорят сами инвалиды и активисты, проблема доступности городской среды в Абхазии стоит очень остро. Даже там, где делаются съезды для колясок и пандусы, они строятся неграмотно и инвалид на коляске самостоятельно передвигаться по ним не может.
"Возьмем три наглядных объекта: Русский драмтеатр, Государственный музей и Национальную библиотеку, – говорит Алхас Тхагушев. – Пандусы там есть, но они сделаны так, что пользоваться ими невозможно. В Абхазии такие сооружения не прописаны в СНИПах, каждый строит так, как представляет правильным. Строителям даже в голову не приходит посоветоваться с теми, кто ими будет пользоваться – инвалидами. Особенно опасный пандус в Госмузее. Один инвалид попытался его протестировать на коляске, чуть не разбился".
По мнению Тхагушева, многие кафе, магазины, находящиеся на первых этажах зданий, были бы доступны для людей с ограниченными возможностями, если бы при строительстве учитывались кое-какие мелочи, не влияющие на удорожание строительства: отказ от ненужного декоративного порожка, расширение двери на 10–15 сантиметров.
Психолог Детского реабилитационного центра Сухума Тимур Чанба говорит, что пандусы, которые строят в некоторых зданиях Сухума, слишком крутые, по ним инвалиду-колясочнику можно подняться только с помощью постороннего.
"Из положительных примеров грамотно построенных пандусов и съездов, могу назвать гостиницу "Интер-Сухум", Филармонию, съезды на набережной, – рассказывает Чанба. – Об этой проблеме надо говорить, у нашего города есть все возможности, чтобы быть комфортным для инвалидов. Есть реабилитационные центры для детей и взрослых, лечебные грязи и еще много оздоровительных процедур. К нам друзья из России могут приезжать на реабилитацию, просто надо с умом все продумывать".
В Ассоциации "Инва-Содействие" тоже отмечают положительные примеры заботы об инвалидах, на примере тактильной тротуарной плитки на проспекте Аиааира
Проблем у инвалидов много. И среди важнейших они называют отнюдь не медицину, а образование.
"Некоторые школы берут инвалидов детства, но как туда попасть, если вход в здание недоступен для колясок? – говорит Тхагушев. – А вы поставьте себя на место ребенка! Какое место он займет в обществе, как себя будет чувствовать, оказываясь за бортом системы образования?!"
2016 год объявлен в Абхазии годом людей с ограниченными возможностями, но, как выяснилось, сами инвалиды об этом не знают.
"Я разговаривал с инвалидами, активистами, никто не в курсе, – рассказывает Алхас Тхагушев. – Не сомневаюсь, что в правительстве придумали это с благими намерениями, но, опять же, чиновники решили помочь инвалидам, но с нами посоветоваться им не пришло в голову. Дали задание кому-то разработать комплекс программ, а исполнитель об этом, видимо, забыл. В результате, год объявили и все. Какова программа мероприятий, что было сделано? Ничего не известно!"
В Ассоциации "Инва-Содействие" рассказывают, что идея запуска доступного микроавтобуса для инвалидов, обсуждавшаяся год назад, зависла в воздухе.
"В Абхазии нет троллейбусов и автобусов, доступных инвалидам, – говорит Тхагушев. – Мы просили власти выделить специальный микроавтобус, который бы мог возить колясочников. Не целый день по маршруту, конечно, а по надобности – на реабилитацию или учебу. Вопрос, вроде бы, был близок к решению, а потом об этом тоже забыли".
В Ассоциации "Инва-Содействие" говорят, что точного количества инвалидов в Абхазии, видимо, не знает никто, примерная цифра – более 8 тысяч человек. Из них около 2200 человек – ветераны боевых действий. Особая проблема для республики сегодня – люди, ставшие инвалидами в результате ДТП.
В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов (International Day of Persons with Disabilities) с целью повышения осведомленности и мобилизации поддержки важных вопросов, касающихся включения людей с инвалидностью в общественные структуры и процессы развития.
Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Абхазия через мобильное приложение на ваших смартфонах и планшетах