09:19 28 Октября 2020
Прямой эфир
  • USD76.46
  • EUR90.36
В Абхазии
Получить короткую ссылку
68771

Первый музыковед Абхазии Инна Хашба родилась 26 января 1938 года. Ее не стало в возрасте 29 лет, но она сумела внести весомый вклад в науку.

Инна Хашба родилась в семье знаменитого абхазского писателя Мушни Хашба. Она получила высшее образование на отделении кавказских языков Тбилисского университета.

Sputnik

Первая

Директор Абхазского института гуманитарных исследований имени Дмитрия Гулиа Арда Ашуба рассказал, что Инна Хашба изучила одну из важных проблем истории и современной этнографии абхазского народа – историю национальных абхазских инструментов.

"Это аюмаа, ахымаа, апхиарца, ачарпын и другие. Ученая исследовала технологию создания этих инструментов, также она на научной основе провела исследования похожих инструментов у других народов. Хашба проводила сравнительные анализы, чем абхазские народные инструменты схожи или различаются от инструментов других народов", — подчеркнул ученый.

Помимо этого, в своих научных трудах Инна Хашба подробно останавливалась на вопросах происхождения абхазских инструментов — из каких видов деревьев их создают, изучала параметры того или иного национального инструмента.

"Также Инна Хашба описывает, какие песни поют под тот или иной инструмент, где и при каких обстоятельствах принято исполнять песни под национальные инструменты", — говорит Ашуба.

Инна Хашба принимала участие в научных конгрессах, симпозиумах, сессиях, конференциях, опубликовала ряд интересных работ: "Абхазский народный музыкальный инструмент апхиарца", "Редкая этнографическая находка", "Рост музыкальной культуры абхазов за годы советской власти" и другие.

В 1967 вышла в свет монография – "Абхазские народные музыкальные инструменты", широко освещающая вопросы генезиса и историю развития древне-абхазской музыки инструментария, дающая тщательное описание струнных, духовных и ударных инструментов и наигрышей.

Восемь лет работы

Научная деятельность Инны Хашба продолжалась всего семь лет, но за этот короткий промежуток времени она успела сделать многое.

Инна Хашба исследовала вопросы взаимосвязи и взаимовлияния народных культур, она обращалась к инструментальной национальной музыке черкесов, кабардинцев, карачаевцев, адыгейцев, грузин, осетин и других народов.

"В процессе сравнительного изучения абхазских музыкальных инструментов с подобными же инструментами адыгских племен, наблюдается их сходство как внешнее, так и функциональное, подтверждающее генетическое родство этих народов. Такое сходство музыкального инструментария абхазов и адыгов дает основание полагать, что они, или хотя бы их прототипы, возникли в очень давнее время, по крайней мере, еще до дифференциации абхазского и адыгского народов. Первоначальное же назначение, которое они по сей день пережиточно сохранили в памяти, подтверждает эту мысль", — писала Инна Хашба.

Директор АбИГИ отмечает, что за свои прожитые 29 лет Инна Хашба успела внести значительный вклад в науку Абхазии.

"Она исследовала тему, к которой еще ни один абхазский ученый не обращался. Инна Хашба посещала отдаленные села, собирала необходимый материал, смотрела, как изготавливают национальные инструменты, все детали она тщательно записывала. Она собрала такой материал и написала такую кандидатскую диссертацию, которые ученые называли достаточной и для докторской работы", — подчеркнул Арда Ашуба.

Интерес к фольклору

Сестра Инны Хашба, доктор исторических наук Мери Хашба пишет, что свою монографию Инна Хашба написала на основе материала, который собрала в многочисленных экспедициях по районам Абхазии.

"Учитывая происхождение, пути развития и совершенствования, их назначение и связь с жизнью народа, Инна Хашба не ограничивается описанием внешнего вида и формы инструмента или обмером отдельных его частей, она дает спектрический анализ извлекаемых на инструменте звуков, воссоздающий их первозданное звучание, что является огромным достижением исследователя", — подчеркнула Мери Хашба.

Далее она пишет, что в исследовании большое место уделено эмоциональному воздействию музыкального инструмента и его роли в духовной жизни абхазского народа.

"Благодаря этому становится ясна история каждого из них, сфера их распространения, техника игры, репертуар, характерный для каждого из них и занимаемое место в музыкальном быту абхазов. Это особенно относится к первой главе монографии, в которой представлены струнные инструменты, среди них выделяется абхазский народный струнно-смычковый инструмент апхиарца, число разновидностей которого автором выявлено до тридцати", — отмечает она.

Среди научных работ Инны Хашба: "Абхазские народные музыкальные инструменты", "Абхазский народный музыкальный инструмент "апхиарца", "Духовые и ударные инструменты абхазов", "Рост музыкальной культуры абхазов за годы советской власти".

Читайте также:


Главные темы

Орбита Sputnik