Вечерний Сухум - Sputnik Абхазия
В Абхазии
Последние новости Абхазии в материалах Sputnik Абхазия.

Затопленные подвалы и дырявые крыши: правила выживания в "проблемных" домах в Абхазии

© Sputnik / Томас ТхайцукАварийный дом
Аварийный дом  - Sputnik Абхазия
Подписаться
Проблема ветхих многоквартирных домов в Абхазии по-прежнему актуальна. Жители некоторых из таких домов периодически обращаются в редакцию Sputnik Абхазия и просят рассказать о своих чаяниях для привлечения внимания со стороны государства.

Что происходит в многоквартирном доме номер 30 на улице Акиртава в Сухуме, как пенсионерка стала "мастером" на все руки, насколько изменилась жизнь тех, чьи дома еще несколько лет назад были признаны аварийными и почему люди теряют всякую надежду, в материале корреспондента Sputnik.

Бадри Есиава, Sputnik

Дождь с потолка

85-летняя Валентина Бедей взялась за мастерок. Жительница многоквартирного дома на улице Акиртава в Сухуме никогда не предполагала, что на старости лет ей придется самой ремонтировать свою квартиру, которую постоянно затапливает с крыши во время дождей. Приглашенные умельцы запросили у нее за косметический ремонт одной кухни непосильную для нее сумму - около 400 тысяч рублей, и это со скидкой.

© Sputnik / Томас ТхайцукПроблемный дом по улице Акиртава 30
Затопленные подвалы и дырявые крыши: правила выживания в проблемных домах в Абхазии - Sputnik Абхазия
Проблемный дом по улице Акиртава 30

Валентина поняла, что такие деньги она точно не накопит, и решила понаблюдать за мастерами, работавшими у соседей напротив, изучить азы ремонтных работ.

"Посмотрела, как делают ремонт у соседей, и подумала, может быть, я смогу сама. Нашла стремянку, сначала купила один мешок шпатлевки, потом второй, третий и потихоньку начала замазывать оголившуюся арматуру на потолке, места, где отпала штукатурка, неровности на стенах. Иногда скачет давление и приходится откладывать дела, но как только становится лучше, снова взбираюсь на стремянку и продолжаю работу", - поделилась она.

Валентина живет в этом доме с 1969 года. Квартиру на восьмом этаже ей и двум ее сыновьям выделило государство как семье военного летчика, погибшего при исполнении служебных обязанностей. Гибель супруга была не единственным горем в жизни Бедей. В 1991 году младшего сына насмерть сбил автомобиль, а старший сын, который пошел по стопам отца и был военным, умер от сердечного приступа в 2002 году. С тех пор Валентина одна и все насущные проблемы привыкла решать самостоятельно.

Казалось бы, для одинокой пожилой женщины достаточно решить вопрос с кровлей и довольствоваться сухим помещением, пусть и без капремонта, но нет. У Валентины свой взгляд на мир, после того как с потолка перестанет течь, она намерена продолжить благоустройство в квартире. В беседе с ней чувствовались не только ее внутренняя сила, упорство, умение держать удары судьбы, но и стремление к лучшему, к оптимальным условиям жизни, красоте, насколько позволяют ее возможности.

© Sputnik / Томас ТхайцукПроблемный дом по Акиртава 30
Проблемный дом по Акиртава 30 - Sputnik Абхазия
1/6
Проблемный дом по Акиртава 30
© Sputnik / Томас ТхайцукПроблемный дом по Акиртава 30
Проблемный дом по Акиртава 30 - Sputnik Абхазия
2/6
Проблемный дом по Акиртава 30
© Sputnik / Томас ТхайцукПроблемный дом по Акиртава 30
Проблемный дом по Акиртава 30 - Sputnik Абхазия
3/6
Проблемный дом по Акиртава 30
© Sputnik / Томас ТхайцукПроблемный дом по Акиртава 30
Проблемный дом по Акиртава 30 - Sputnik Абхазия
4/6
Проблемный дом по Акиртава 30
© Sputnik / Томас ТхайцукПроблемный дом по Акиртава 30
Проблемный дом по Акиртава 30 - Sputnik Абхазия
5/6
Проблемный дом по Акиртава 30
© Sputnik / Томас ТхайцукПроблемный дом по Акиртава 30
Проблемный дом по Акиртава 30 - Sputnik Абхазия
6/6
Проблемный дом по Акиртава 30
1/6
Проблемный дом по Акиртава 30
2/6
Проблемный дом по Акиртава 30
3/6
Проблемный дом по Акиртава 30
4/6
Проблемный дом по Акиртава 30
5/6
Проблемный дом по Акиртава 30
6/6
Проблемный дом по Акиртава 30

"Нет, не сдамся. Пока жива, буду делать себе ремонт. Лишь бы крыша не текла", - пообещала корреспондентам Sputnik Валентина Бедей.

Проблемы с протечкой кровли в доме на улице Акиртава начались почти сразу после войны. Попытки залатать, исправить ситуацию не привели к ожидаемому результату. С годами на последних этажах дома почти не осталось квартир, куда не просочилась бы вода и не расползлась плесень. В некоторых местах по стенам пошли трещины.

Жанна Врублевская тоже живет на последнем этаже вместе с двумя детьми, восьмидесятилетним отцом и таксой по кличке Пчелка, которая не очень была рада гостям и не перестала лаять, пока мы не ушли.

Врублевская пожаловалась, что во время дождей приходится ставить различные тазики, ведра и банки, чтобы не затопить соседей.

"Все отваливается. Грибок на стенах. У соседей такая же проблема, а они воспитывают маленького ребенка. Делать ремонт смысла не имеет, все равно вода все испортит", - рассказала Жанна.

Она добавила, что жильцы дома неоднократно обращались в местное домоуправление и администрацию города с просьбой починить крышу. Около шести-семи лет назад, отметила Жанна, ремонт кровли провели, но некачественно, так как протечки снова начались спустя год.

По словам начальника Домоуправления №1 Зураба Кобахия, проблема с затоплением верхних этажей не во всех подъездах.

"Мы вывезли целый контейнер мусора. Провели там субботник. Как он туда попал, надо спросить у жильцов. Потом стали устанавливать лифт и что-то пробили. Утечку в пятом подъезде мы устранили, проблема сохранилась в четвертом подъезде", - сказал он.

На ремонт крыши проблемных подъездов, по примерным подсчетам Кобахия, нужно около 200 тысяч рублей. Таких денег у Домоуправления нет, и поэтому он посоветовал жильцам написать коллективное письмо, он в свою очередь подготовит сопроводительное письмо на имя и.о. главы Сухума Кана Кварчия.

Жизнь на воде

Если жители квартир верхних этажей дома №30 на улице Акиртава страдают от затопления с крыши, то владельцы квартир нижних этажей жалуются на неприятные запахи и сырость из подвала.

Мы заглянули туда и увидели, что трубы в подвале одного из подъездов подтекают, а где-то набралось канализационной воды почти по колено. Нашлось место и для бытового мусора там.

"Сегодня воняет не так, потому что буквально вчера выкачивали воду, но она снова собирается. Вонь невозможная. Комары у нас круглый год и долетают они до восьмого этажа. Неприятный запах не только на нижних этажах, он поднимается по вентиляционной системе и выше тоже. Несколько лет назад делали ремонт в подъезде, посмотрите, какой грибок образовался здесь", - рассказала и показала одна из жительниц дома Медея.

Она также добавила, что были случаи, когда канализационные стоки, поднимаясь из подвала, выходили через унитазы в квартирах на первом этаже.

Неприятный запах отпугивает потенциальных квартиросъемщиков. Жилье на первом этаже пытаются сдать на протяжении уже многих месяцев, но согласиться на такое предложение смогут, наверное, только люди со слабым обонянием.

Как объяснил замначальника "Горстроя" Астамур Пипия, все отходы человеческой жизнедеятельности, которые попадают по трубам в канализацию, откачиваются насосной станцией, стоящей во дворе дома, но отключения электроэнергии и низкое напряжение не всегда позволяют станции это делать.

"Насосной станции не хватало напряжения, и перекачка останавливалась. Фекалии заполняли трубы и для того, чтобы они не выливались в квартиры, специалисты снимают "колено" стояка. Потом все идет в подвал. Проблема не только в низком напряжении, но и с эксплуатацией канализационной системы. Наши граждане кидают туда мамалыгу, различные тряпки, памперсы, дети могут выбросить игрушки. Конечно, это приводит к заторам. Иной раз сантехники достают такие вещи, что ужасаются", - сказал Пипия.

Владимир Терзян   - Sputnik Абхазия
В Абхазии
Жизнь под снос: аварийный дом без адреса в Гагре и его обитатели

Трубы в подвале дома нуждаются в частичной замене. Пипия добавил, что составлена смета ремонтных работ. Ее передали подрядной организации, сотрудники которой уже откачали воду из подвала и убрали мусор. Для того чтобы определить места протечек в трубах, необходимо очистить весь подвал от фекалий, которые уже превратилась в густую жижу. После этого нужно установить специальные насосы, которые в автоматическом режиме будут выкачивать отходы из подвала.

Ничего не меняется

В феврале 2019 года корреспонденты Sputnik побывали в аварийном многоквартирном доме барачного типа на улице Демерджипа в Гагре, где на тот момент проживало около десяти семей.

Еще тогда дом не выглядел пригодным для жилья, а спустя год ситуация ухудшилась в разы. Как рассказала одна из жительниц Злата Симонова, после приезда журналистов у них появилась надежда на перемены, но вопрос так и не сдвинулся с мертвой точки.

© Foto / Злата СимоноваДом по улице Демерджипа в Гагре
Затопленные подвалы и дырявые крыши: правила выживания в проблемных домах в Абхазии - Sputnik Абхазия
Дом по улице Демерджипа в Гагре

"Дом еще больше разрушился. Не так давно упал наш балкон. В другом подъезде потолок обвис, а у нашего соседа, слепого дедушки, стена полностью обвалилась. Мы попробовали что-то исправить, но как только к чему-то прикасаешься, все разваливается. Мы закрыли проем простынями. Бедный дедушка спит, считайте на улице, в своей шубе и шапке", - поделилась Симонова.

Около трех недель назад приходили представители администрации Гагры и пообещали сделать подпорку стен, но и жильцы аварийного дома опасаются, что во время этих работ строение окончательно обвалится.

Похожее на барак в Гагре здание стоит и в самом центре Сухума, позади Музея боевой славы имени Владислава Ардзинба. О нем тоже Sputnik писал. Было это в 2016 году, и за три года единственное, что там изменилось, – это появление новой электропроводки за счет местной администрации после нескольких замыканий.

Рита Агрба с долей зависти и обидой каждое утро смотрит на новостройку напротив ее небольшой квартирки. Когда-то вместо этого офисного и многоквартирного здания стояла такая же ветхая постройка, как та, в которой она живет с послевоенных лет. Но не всем везет в жизни. 

Штукатурка едва ли не каждый день отваливается со стен и потолков, крыша течет, а часть бетонной заливки на полу общего коридора давно обвалилась и была заменена на деревянные доски. Ходить по такому коридору в расслабленном состоянии для не привыкших к такой "почве" под ногами, пожалуй, невозможно. Каждый шаг сопровождается скрипом и прогибанием досок.

"Сегодня в этом доме живет около пяти остро нуждающихся семей, есть дети. Куда бы мы ни обратились, везде просят подождать, но сколько можно ждать? Комиссия признала наш дом аварийным. Квартира у меня выкупленная, и я согласна переехать, например, в Старый поселок или Новый район, если мне дадут замену", - сказала Агрба и обратилась к и.о. главы Сухума Кану Кварчия с просьбой помочь ей и ее семье.

© Sputnik / Томас ТхайцукАварийный дом в Сухуме по улице Аидгылара
Затопленные подвалы и дырявые крыши: правила выживания в проблемных домах в Абхазии - Sputnik Абхазия
Аварийный дом в Сухуме по улице Аидгылара
 

В феврале 2019 года в рамках проекта "Дежурный по району" на сайте Sputnik Абхазия появился материал о том, как и чем живет Гулрыпшский район. В частности, корреспондент агентства рассказал читателям о проблеме жителей многоквартирного дома на улице Первая ДСК. Их проблема заключалась в том, что после сильных дождей прорвало канализацию и затопило подвалы. Помимо сырости, их беспокоят неприятные запахи, от которых никуда не скрыться.

© Sputnik / Томас ТхайцукМногоэтажный дом по улице ДСК в Дранде
Затопленные подвалы и дырявые крыши: правила выживания в проблемных домах в Абхазии - Sputnik Абхазия
Многоэтажный дом по улице ДСК в Дранде

"Ничего не изменилось. Все так же, как было в прошлом году. Мы так живем уже 25 лет. Никто нас не слышит. У нас нет ни воды, ни света, ни нормально работающей канализации. Свет клином здесь сошелся. Но самая большая проблема – канализация. Наши подвалы затоплены отходами. Каждые пять лет перед выборами к нам приезжают, обещают решить нашу проблему, но после выборов о нас уже никто не вспоминает. А сами мы что можем сделать? Своими силами ничего не можем исправить", - поделился наболевшим один из жильцов этого дома Мурман Адлейба.

Он добавил, что рядом есть резервуар, который иногда чистят, но он очень быстро заполняется, и канализационная вода снова идет в подвалы. Особенно тяжело приходится летом, когда активизируются насекомые и крысы.

Лента новостей
0