15:54 06 Апреля 2020
Прямой эфир
  • USD76.41
  • EUR82.63
В Абхазии
Получить короткую ссылку
65951

Актер театра, танцор, хореограф, драматург и режиссер Муты Кове родился в абхазском селе Куланырхуа 14 марта 1909 года.

О трагичной судьбе и творческом пути одной из самых незаурядных личностей абхазского театра читайте в материале Sputnik.

Асида Квициния, Sputnik

"В один из майских праздников в 1920-х годах Нестор Лакоба, который направлялся в Лыхны, по пути остановился у правления села Куланырхуа, там собрались люди. Кто-то занимался джигитовкой, другие танцевали. Его взгляд упал на молодого человека, который танцевал посреди окружавших его певцов. Нестор спросил, кто это. - Он сын Османа Кове, ответил стоявший рядом один из старейшин села Мактат Авидзба. - Очень талантливый парень, будьте внимательны к нему и оберегайте его, в будущем он нам может понадобиться, - сказал Нестор Лакоба". Об этом писал Георгий Гублия в книге "Муты Кове".

Азиз Агрба
Предоставлено Абхазским драмтеатром им. С. Чанба

Муты Кове родился в селе Куланырхуа в семье абхазского крестьянина Османа Кове. С самого детства он тяготел к народному творчеству. Вечерами отец Муты рассказывал своим сыновьям истории и сказки, сопровождая их игрой на свирели. В семье Муты не было тех, кто не умел петь и танцевать, а вечерние сказания отца даже завораживали мимо проходящих людей, останавливавшихся послушать живые истории Османа Кове.

Начало  

В возрасте 12 лет Муты Кове познакомился с Шарахом Пачалиа (Народный артист СССР – ред.). Они вместе проводили много времени и вместе поступили в гудаутскую девятилетнюю школу. При школе действовал драматический кружок, который друзья вскоре стали посещать.

"Мы с моим другом мечтали стать шоферами и твердо договорились после окончания школы обязательно поступить на курсы шоферов. Но Иосиф ( брат Шараха – ред.) доказывал нам, что профессия актера очень интересна. Тут случилось, что в апреле 1929 года к нам приехала комиссия из Сухума в составе трех человек – Кондрата Дзидзария – директора сухумской абхазской школы, режиссера Домогарова и педагога Маан", - написал в статье "Слово о друге" Шарах Пачалиа.

Из пятнадцати участников драмкружка комиссия выбрала пятерых, куда попали Муты Кове  и Шарах Пачалиа. Несколько дней спустя собранная группа будущих актеров отправилась в Сухум. С этого и начинается творческий путь Муты Кове. Молодой актер не ограничивался работой и учебой в театре, он параллельно стал участвовать в Государственном ансамбле песни и пляски под руководством знаменитого хореографа Панцулая, вскоре Муты Кове сам  станет хореографом и будет ставить номера, придумывать новые танцевальные движения и ездить по гастролям со своим ансамблем.

Танцор-хореограф

Работая в театре, Муты Кове много времени уделял изучению и пропаганде абхазского народного песенного искусства.

"Он танцевал, как птица, раскинув полы своей черкески, словно крылья, вихрем взлетал на сцену и, как натянутая тетива, выпрямлялся на пальцах, замирая на секунду", - писал Алексей Аргун.

Разанбей Агрба во время спектакля
© Фото : предоставлено музеем Абхазгосдрамтеатра имени Чанба

Славу Муты Кове принес "Танец абхаза", который он исполнял на концертах абхазского этнографического хора. Много писали о молодом танцоре газеты и журналы Абхазии и Грузии. В 1934 году на Всекавказской олимпиаде народного творчества в Тбилиси все четыре главных премии олимпиады были вручены абхазскому этнографическому хору.

После яркого выступления в Тбилиси исполнителей огненных абхазских танцев во главе с Муты Кове приглашают принять участие в олимпиаде искусств народов мира в Лондоне. Танцоры подготовились к поездке, прибыли в Москву, чтобы оттуда отправиться в столицу Англии. Практически перед самым вылетом, не объясняя причины, танцоров вынудили вернуться домой.

Актерские образы Муты

После трех лет обучения в драматической студии Домогарова, Муты Кове становится одним из ведущих актеров абхазского профессионального театра.

Среди сценических работ Муты Кове были образы Ляпкина-Тяпкина в "Ревизоре", Командора в "Овечьем источнике" Лопе де Вега, Хаджи-Мурата в "Шамиле" Вакели.

© Foto / предоставлено музеем Абхазгосдрамтеатра имени Чанба
Первые выпускники студии Домогарова

"Работа над образом всегда отличалась глубиной, стремлением понять все чувства и переживания своего героя. Он находил в своих ролях колоритную характерность в сочетании с жизненной правдой. Роль революционера Рылеева в спектакле "Декабристы" режиссера Жданова Кове исполнил с обаятельной простотой и непосредственностью, за которыми чувствовалось мастерство актера. В то же время Рылеев Муты Кове мужественен, горд, очень смел. Большой актерский успех выпал Муты Кове в роли Ахмы в пьесе "Анзор" Шаншиашвили, в этой роли актер достиг великолепной выразительности. У Муты были очень красивый тембр голоса, тонкое чувство ритма и блистательное изящество", - отмечает в статье режиссер Шарах Пачалиа.  

Новая грань

Муты Кове - один из первых актеров студии Домогарова, который стал пробовать себя в драматургии. Первой его работой была пьеса о народном герое Инапха Кягуа. Режиссером спектакля стал Жданов, а главную роль героя исполнил сам автор. Следом за спектаклем "Инапха Кягуа" Мута пишет вторую пьесу о герое Хаджарате Кяхба.

"В образе Хаджарата актер Муты Кове подчеркивал собранность, неуемный темперамент и бесстрашие своего героя. В роли Кягуа в первых сценах он немного мягковат. Но по мере развития сценического действия образ все больше и больше набирал силу, и в финале перед зрителями предстает мудрый человек с сильным непокорным характером", - писал Алексей Аргун в книге" История абхазского театра".

Несмотря на большой успех Муты Кове в театральной жизни Абхазии, актер не останавливается на достигнутом. Муты отправляется в Тбилиси для получения высшего театрального образования.

"Народные артисты СССР Акакий Хорава и Акакий Васадзе с большим вниманием следили за его творческим ростом.

"Откуда у этого сельского парня столько сценического обаяния, культуры? Поражает его классическая манера держаться на сцене. Сколько непосредственности и темперамента!" - отмечал в своей книге Алексей Аргун.

Статья восьмая, дробь десять

1937 год в Абхазии знаменуется годом репрессий. Когда без суда и следствия лучших представителей абхазского народа вели на расстрел, отправляли в ссылки на полвека, подвергали пыткам, лишали свободы.

В этот год Муты Кове проходил обучение в университете Тбилиси, он вернулся в общежитие с друзьями, у одного из студентов был день рождения. Друзья собирались отпраздновать, накрыли стол, разлили вино. Муты потянулся поднять стакан и произнести тост, как в комнату к студентам зашли трое представителей НКВД.

- Кто из вас Муты Кове? - спросили один из них.

- Это я, – сказал Муты, поставил стакан и встал из-за стола.

Муты провел сотрудников НКВД в свою комнату, где они устроили обыск, собрали его вещи, черкеску, башлык, все рукописи, которые смогли найти. После обыска Муты вывели из общежития, и с тех пор его никто больше не видел. Об этом впоследствии будут рассказывать друзья Муты, которые стали очевидцами ареста актера.

Долгое время имя Муты Кове носило клеймо "враг народа", и только в 1958 году пришел приказ о восстановлении доброго имени актера Абхазского театра. Позже стало известно, что Кове судили по статье восемь, дробь десять – измена Родине. 21 января его арестовали, и в этот же день состоялся суд. Пятого декабря Муты Кове, абхазский актер, режиссер, драматург, танцор и хореограф, был расстрелян.

Муты Кове - представитель первого поколения талантливых деятелей Абхазского театра. Он стоял у истоков театра и внес большой вклад за маленький срок своего творческого пути.

"В редких случаях бывает так, чтобы природа так щедро одарила талантами и создала такую незаурядную личность, как Муты Кове. За время учебы в драматической студии режиссера Домогарова, затем полтора года учебы в тбилисском институте, за неполные семь лет он стал ведущим актером, режиссером, драматургом, танцором и гениальным хореографом знаменитого ансамбля Платона Панцулая. Каких высот могли бы достигнуть такие личности, если бы им было отпущено немного больше времени. Сколько подарков они могли бы оставить народу после себя", - говорит режиссер Абхазского театра Валерий Кове.  

Валерий Кове знал многих друзей и людей, работавших с Муты Кове. Большинство из них были солистами ансамбля, где танцевал и создавал новые номера и трюки хореограф Муты Кове.

Хореограф внес разнообразные  танцевальные трюки в свои выступления. Танец на носках и коленях появился благодаря Кове. Осетины в своем "талмуде" об Осетии благодарят Муты Кове за то, что он помог "поставить на носки". Знаменитые грузинские хореографы просились на репетицию к абхазскому ансамблю, когда они в 1935 году поехали на гастроли в Тбилиси, продолжает режиссер.

© Foto / Эдуард Пилия
Марка с изображением Муты Кове

"Мы жили в разные эпохи с Муты Кове, но даже меня коснулась его личность. Я поступил в театральный институт в Тбилиси на актерский факультет. Услышав мою фамилию, вся учебная часть всполошилась. Декан факультета бежит ко мне и говорит: "Ты сын Муты Кове?" Я сказал, что не могу быть его сыном, так как появился на свет через десять лет после его смерти. "Значит вы близкие родственники", - не унимался он. Я  ответил, что у нас небольшая фамилия, и мы все между собой родственники. С таким же вопросом  ко мне приходили познакомиться люди, не связанные с искусством. Он произвел фурор за годы своего творчества, и это осталось в памяти людей. В искусстве такие случаи считаются эпохальными, когда художник оставляет свой почерк, вносит штрих в общемировое искусство, и этот штрих остается долговечным и знаковым", - резюмировал Валерий Кове.

Читайте также:



Главные темы

Орбита Sputnik