Для того чтобы вернуться на родину предков, где они жили более 150 лет назад, нужно обладать решительностью. Многим абхазам, родившимся и живущим за пределами республики, тяжело возвращаться к родным истокам – многое связывает с "новым" местом.
Несмотря на все сложности, находятся люди, которые вопреки преградам все же решают вернуться туда, откуда когда-то ушли их предки. На постоянное жительство в Абхазию Нусрет Ахба приехал пять лет назад, по его признанию, эта идея не оставляла его с самого детства.
Сырма Ашуба, Sputnik
Первая пятилетка
"Мне было около семи лет, когда умерла моя бабушка. К нам в дом часто приходили друзья деда, они рассказывали много историй про Абхазию, это я хорошо помню. Мне всегда было интересно, где на карте находится Абхазия, думал, как туда можно добраться", - рассказывает репатриант.
Желание связать свою судьбу с республикой еще больше усилилось после войны, в которой приняли участие многие представители диаспоры.
"На войне погиб мой односельчанин Ефкан Цыба, также в Абхазии воевали Али и Бекир Ашуба, Аишагуль Ашуба и многие другие. Их подвиг вдохновил нас еще больше, и желание оказаться в Абхазии усилилось", - говорит Ахба.
Репатриант родился в турецком селе Сауксу, однако абхазы называют на абхазский манер – Джгерда. Позже семья перебралась в Стамбул, так как отец Нусрета работал в городе.
"Несмотря на то, что официально села, в которых живут абхазы, носят турецкие названия, жители дают им наши названия, чтобы не так остро ощущать разлуку с родиной. В детстве я очень много времени проводил в деревне, сразу как нас отпускали на школьные каникулы, я ехал в село, потому что там наш язык, традиции, все то, что мне так дорого", - вспоминает он.
Приехать и остаться
До приезда в Абхазию Нусрет Ахба всегда говорил своим друзьям, что женится на абхазке и останется жить на родине, так он и поступил.
"Я решил переехать в Абхазию, а брат остался с матерью, то, что у меня есть родной брат, облегчило мне путь сюда", - говорит репатриант.
Ахба поделился впечатлениями, которые у него были, когда впервые ступил на абхазскую землю.
"Я ни секунды не чувствовал, что нахожусь не дома, было такое ощущение, что я ненадолго уехал и вернулся домой", - подчеркнул Ахба.
Супруга Нусрета Оксана Табагуа журналист по образованию, семью они создали четыре года назад, и уже растят двоих сыновей – Инала и Темура. По мнению репатрианта, людям, живущим в Турции, тяжело бросить семьи, работу, могилы предков и вернуться на историческую родину.
"Но при этом мы должны помнить, что у нас есть родная земля. Если в семье двое или трое братьев, пусть один останется в Турции, другие вернуться сюда, ведь здесь наш дом. Абхазия должна заполниться абхазами, и один из способов – возвращение диаспоры", - уверен он.
Самое сложное - адаптироваться, найти себя на родине, устроиться на работу, говорит Ахба.
"Правильно должен работать государственный проект по поддержанию крестьян, я думаю, что стране будет тяжело до тех пор, пока простой крестьянин не будет иметь возможность встать на ноги", - сказал репатриант.
Нусрет называет себя счастливым человеком, так как осуществил мечту детства – вернулся домой, создал здесь семью и нашел хорошую работу.
Историю возвращения на родину Нусрета Ахба читайте также на национальной версии портала Sputnik Абхазия.
Читайте также:
- Вслед за дочерью: история семьи репатриантов из Турции
- Дело врача: как репатриант Мухаммед Хавцев новый дом обрел