"Пролетный гусь" в Сухуме: во власти эмоций

В РУСДРАМе 11 и 12 сентября идет спектакль МХТ имени Чехова по мотивам рассказов писателя и драматурга Виктора Астафьева "Пролетный гусь". Своими впечатлениями от спектакля делится колумнист Sputnik Абхазия Эсма Голандзия.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Я не так давно читала рассказы Астафьева, по которым поставлен спектакль "Пролетный гусь" МХТ имени Чехова. Поэтому в РУСДРАМ шла с уверенностью, что я подготовлена и на спектакле смогу спокойно мыслить, впитывать, а не быть во власти эмоций. Но не получилось. Наверное, есть темы, способные бередить душу сколько угодно раз. Где-то с середины первого акта некоторые зрители начали смахивать слезы.

В первой части спектакля ролей как таковых нет - актеры попеременно читают авторский текст, чередуя его с песнями. На сцене минимум декораций - деревянные стулья, черный занавес. Доски, свисающие с потолка. Ничто не отвлекает от главного - повествования и игры актеров.

"Пролетный гусь" в Сухуме: во власти эмоций

На наших глазах развернулась история одной молодой пары, они встретились сразу после войны. Вот они знакомятся, сближаются, решают осесть на новом незнакомом месте, налаживают общий быт, у них появляется ребенок. Но жизнь все сильнее испытывает их на прочность - семья буквально задавлена нуждой, непосильной работой, отсутствием какой-либо перспективы. Умирает ребенок, следом за ним от чахотки отец, жена Марина от безысходности решается на самоубийство. Просто, без криков и терзаний, девушка идет на сеновал и сводит концы с жизнью. Невредимыми в этой истории остаются лишь толстокожие проходимцы, обогатившиеся за счет войны.

"Пролетный гусь" в Сухуме: во власти эмоций

Концовка вызывает целый шквал чувств. До такой степени, что от боли вздохнуть нельзя. Наверное, тема войны воспринимается так болезненно, потому что мы и сами оттуда - всего лишь два десятка лет назад испытали на себе холод, голод и послевоенные трудности. И знаем не понаслышке, что война, даже после своего окончания, продолжает калечить жизнь людей.

И самое сложное, что, сидя в зрительном зале, от этой страшной правды не отвлечься и не спрятаться. Когда читаешь книгу, ее можно отложить и собраться с духом, а тут, тебя как будто раскачивают на нервах, и с этих качелей невозможно спрыгнуть.

Тяжесть первой части как бы сглаживает вторая - "Бабушкин праздник", где все пропитано весельем, жизнью, радостью. На сцене появляются столы, темные костюмы сменяются на светлые, актеры выносят полные корзины яблок - просто удивительно, как они смогли переключить зал с одной ноты на другую. Большую часть второго акта мы улыбались, подпевали актерам и вспоминали собственные семейные посиделки с кучей родственников. Правда и здесь не обошлось без драмы - в финале выяснилось, что праздник этот был последним. После него все родные героя, к сожалению, один за другим стали умирать.

"Пролетный гусь" в Сухуме: во власти эмоций

Уже потом, придя домой, я поняла, зачем режиссер Марина Брусникина объединила два этих разных рассказа в одну постановку. Иначе не получился бы такой правдивый, глубокий спектакль, который показывает жизнь во всех ее проявлениях - в семье и одиночестве, в горе и в радости.

Читайте также:

Любовь во время чумы: Абхазский театр показал "Ромео и Джульетту"

Сухумская "Богема": оперный спектакль в РУСДРАМе