Как создавалась площадка для переговоров в Женеве, какие надежды с ней связывали в Абхазии, что обсуждали участники первой встречи в рамках Международных Женевских дискуссий, читайте в материале Sputnik Абхазия.
Sputnik
Переговоры лучше, чем война
Говоря о необходимости создания переговорного формата в Женеве, бывший министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба отметил, что переговоры всегда лучше, чем война.
"Переговоры нам давали возможность укреплять свои экономические и военные позиции, решать многие другие вопросы. Кроме того, важно было что мы имели возможность на международной площадке встречаться с представителями таких крупных дипломатических держав как Россия, США, Великобритания, Германия, Франция", - отметил он.
Международные Женевские дискуссии важны и сегодня, по истечении 11 лет с начала переговоров, так как это единственный канал связи с Грузией и с мировым сообществом, подчеркнул бывший глава МИД Абхазии.
"Мы понимали, что ничего существенного добиться там не можем, но это давало возможность оттягивать время и укреплять свои позиции. Конечно, помимо переговоров в Женеве были встречи на разных уровнях, потому что когда ООН участвовала в урегулировании конфликта, многие представители дипломатии, гуманитарных организаций приезжали, велись переговоры", - сказал Шамба.
Однако после признания Абхазии со стороны России, цели внешней политики республики изменились, добавил он.
"Задачи стали более масштабными, сейчас речь идет о возможности признания Абхазии разными странами. Последнее признание со стороны Сирии, это тоже очень важный момент, потому что Сирия для Абхазии всегда имела очень важное значение", - подчеркнул бывший глава МИД республики.
В самом начале Женевских переговоров, Абхазии приходилось жестко отстаивать равноправное участие республики в дискуссиях.
"Были моменты, когда я демонстративно покидал встречи. В итоге, нам удалось сделать так, что в переговорах участвует все стороны в равных правах", - подчеркнул он.
Первоначально грузинская сторона настаивала на том, что Абхазия и Южная Осетия не являются сторонами переговоров, Тбилиси был против равноправного участия республик в Женевских дискуссиях.
Единственная площадка
Заместителя министра иностранных дел Абхазии Ираклий Тужба напомнил, что Женевские переговоры на сегодня единственная площадка, на которой обсуждаются вопросы связанные с Абхазией и Южной Осетией.
"Хочу напомнить, что это стало возможным договоренности президента России Дмитрия Медведева и президента Франции Николя Саркози. Был принят документ, состоящий из шести пунктов, в шестом пункте указано, что необходимо начать международное обсуждение путей обеспечения безопасности Южной Осетии и Абхазии", - отметил он.
Не смотря на то, что Женевским переговорам 11 лет, говорить о серьезных достижениях пока не приходится, сказал Тужба.
"Основная проблема Женевских дискуссий на мой взгляд заключается в том, что нет четкого определения формата, и нет понимания того, между кем должно быть принято устное заявление, а затем подписано соглашение о неприменении силы. Абхазская, российская и югоосетинская стороны исходят из того, что агрессором в Южной Осетии в 2008 году была Грузия, она же планировала предпринять такие же действия в Абхазии. Именно эта страна несет на себе всю ответственность последствий конфликтов", - заметил замминистра.
Абхазия, Южная Осетия и Россия исходят из того, что соглашение о неприменении силы должно быть подписано между Грузией Абхазией, Грузией и Южной Осетией. При этом Грузия при поддержке американских коллег пытается переформатировать переговорный процесс и придать ему российско-грузинский характер, заметил он.
"Для нас, как и для российской стороны это абсолютно неприемлемо. Формат Женевских переговоров позволяет решать текущие вопросы, в основном гуманитарного характера, в том числе и в приграничном с Грузией районе", - сказал Ираклий Тужба.
Женевские дискуссии по безопасности и стабильности в Закавказье проходят с октября 2008 года на основе договоренностей, достигнутых после событий августа 2008 года в Южной Осетии. Пока это единственная площадка для прямого диалога для Абхазии, Южной Осетии и Грузии. Кроме того, в них участвуют представители России, США, а также Организации Объединенных Наций, ОБСЕ и Европейского Союза.
Читайте также:
- Снова перенесли: чем закончился очередной раунд Женевских дискуссий
- МИД Абхазии: нужны новые подходы для повышения эффективности Женевских дискуссий