СУХУМ, 2 дек - Sputnik. Министр  иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба пообещал Минску "ответить по  полной". Правда, экономические связи между соседями настолько сильные,  что в Киеве над "ответом" придется как следует подумать. Подробнее читайте в материале Галии Ибрагимовой для РИА Новости.
Созревший визитер
"Мое  посещение Крыма — на что я имею полнейшее право, под чьим бы  протекторатом, руководством и чей бы он ни был, - это и мой Крым. У нас  определенная договоренность с Путиным, что мы побываем на полуострове", —  сказал Лукашенко в интервью РИА Новости.
Программа  и дата визита на полуостров согласовываются. Пока известны лишь  пожелания высокого гостя. Первым делом он хочет побывать в Севастополе:  "Путин много рассказывал о базе ВВС в этом городе. А я в Севастополе, в  аэропорту, на аэродроме, знаю каждый метр".
Предстоящую поездку белорусский лидер приравнивает к признанию Крыма российским: "Какие еще могут быть подтверждения?!"
Отвечая  на вопрос, планирует ли "Белавиа" запустить регулярные рейсы на  полуостров, Лукашенко признался: он не знал, что авиасообщения нет.
И  напомнил, что небо для белорусских самолетов закрыл Киев: в мае после  экстренной посадки рейса Ryanair в Минске. Белорусы ездили через Украину  на автомобилях или поездах.
Обида на Зеленского
Крымский  вопрос Лукашенко много лет обходил стороной. Москва и Киев —  традиционные партнеры Минска. Встать на одну сторону, значит, испортить  отношения с другой. С Россией Белоруссия строит Союзное государство, а  Украина — основной покупатель калия и нефтепродуктов. Осложнений не  хотелось.
Но  были и другие причины. Лукашенко надеялся поладить с Западом, и до  прошлогодних президентских выборов у него это вроде бы получалось. Минск  предоставил площадку для переговоров по урегулированию конфликта на  юго-востоке Украины. Брюссель поддержал миротворчество и пообещал  частично снять санкции.
Все  изменилась летом 2020-го. Украина вслед за Западом отказалась  признавать Лукашенко легитимным. Многие его политические оппоненты  перебрались в Киев. Это обострило обстановку, но по Крыму Лукашенко  по-прежнему уходил от ответа.
"Меня  спрашивают, когда Минск признает полуостров российским. Отвечаю: после  того, как на это пойдут российские олигархи и начнут поставлять туда  продукты. За мной дело не заржавеет", — объяснил он.
Но  не скрывал, что обижен на Владимира Зеленского. Тот перестал называть  Лукашенко президентом, раскритиковал за миграционный кризис на границе. А  недавно выяснилось, что украинские спецслужбы причастны к задержанию в  Минске 33 россиян в июле прошлого года.
Лукашенко  сделал громкое заявление по Донбассу: если на юго-востоке Украины  возобновятся боевые действия, Белоруссия не останется в стороне. "Запад  это понимает, потому усиливает свою северную, белорусско-украинскую  границу", — рассуждал он.
Украинские танки на белорусском топливе
Но  политика пока не потянула за собой экономику. Украина по-прежнему  закупает в Белоруссии нефтепродукты и калийные удобрения почти на три  миллиарда долларов в год. Для сравнения, Британия — на 2,2 миллиарда.
Украинский  бизнес в штыки принял и четвертый пакет западных санкций против Минска,  предусматривающий запрет на приобретение продукции "Беларуськалия".  Отказываться от качественного и дешевого товара в Киеве не намерены.
Продолжается  сотрудничество в энергетике. Более того, из-за нехватки угля на ТЭС и,  как следствие, дефицита электричества Украина обратилась за помощью. И с  ноября белорусы возобновили поставки.
"Республики  — взаимозависимые экономические партнеры. У Минска большой профицит в  торговле. Экспорт приносит около трех миллиардов долларов. Причем  основные покупатели — это Россия и Украина. Отказ Киева от нашего  бензина и дизеля сильно ударит по бюджету", — признает белорусский  политолог Денис Мельянцов.
Но  пострадает и Украина. "Белорусские нефтепродукты — половина их рынка.  Без авиационного керосина самолеты не смогут летать, а танкам придется  ездить на российском дизеле. Зеленский понимает это, потому не торопится  присоединяться к экономическому блоку антибелорусских санкций", —  указывает он.
И  все же признание Крыма российским, по мнению эксперта, подтолкнет  Украину к жестким мерам. "Политические соображения перевесят  экономические. На фоне миграционного кризиса новой точкой напряженности  может стать белорусско-украинская граница. Киев будет воспринимать ее  как потенциальную линию фронта", — прогнозирует собеседник.
Неразумный стратег
Украинский  политолог Андрей Золотарев считает политику Зеленского по отношению к  Минску неразумной. Готовность Лукашенко признать Крым российским —  результат этой политики.
"Протяженная  общая граница. Малейший конфликт опасен. Тем более миграционный кризис  показал, что Лукашенко не готов блефовать. Зеленскому следовало думать  об этом заранее, а не идти в фарватере западного давления на Минск.  Можно было выразить озабоченность после выборов в Белоруссии, но  избежать обострения", — полагает Золотарев.
Лукашенко  ведет себя куда осмотрительнее. "Сейчас на Украине дефицит угля, газа,  электроэнергии. За помощью мы обращаемся почему-то к Лукашенко, а не к  признанной на Западе Светлане Тихановской. "Батька" с готовностью  продает нам электричество: если платят, обиды ни к чему. Украинские  танки во время войны в Донбассе в 2014-м заправлялись белорусском  топливом. Но терпение Лукашенко не беспредельно. И его обещание  вмешаться в ситуацию на юго-востоке тому подтверждение", — подчеркивает  эксперт.
По  его мнению, нерациональные действия Украины лишь ускорили сближение  Минска с Москвой по всем направлениям. Теперь и на Донбасс Лукашенко  смотрит глазами Кремля.