Александр Хроленко, военный обозреватель
Об этом прямо предупреждают российский президент Владимир Путин, МИД и Министерство обороны РФ. Грузия будто не слышит и продолжает опасные игры с Пентагоном, который в Черноморском регионе пытается поправить репутацию после позорного военного поражения в Афганистане.
Три катера пограничной полиции МВД Грузии – "Очамчира", "Сухуми", "Диоскурия" и эсминец Arleigh Burke ВМС США 14 декабря провели очередные провокационные учения в Черном море. Участники "выполнили тактические маневры и отработали взаимодействие по ряду вопросов на море", обменялись опытом, улучшили взаимодействие экипажей и расширили возможности грузинской пограничной полиции. Здесь необходимо пояснение.
Изначально патрульные катера класса Island (длиной 34 метра, водоизмещением 168 тонн) служили в Береговой охране США для борьбы с незаконными наркотрафиком, миграцией и рыболовством, а также для поисково-спасательных операций. После списания, капремонта и начала "второй жизни" в Грузии боевой потенциал катеров изменился не в лучшую сторону. Все же пулемет на борту в морском сражении погоды не делает, а штатные 25-мм артустановки Mk38 Bushmaster американцы Грузии не передали (демонтировали).
Технологически невероятным выглядит взаимодействие (боевая интеграция) трех маленьких, практически безоружных полицейских катеров с ракетным эсминцем Arleigh Burke (длина 152 метра, водоизмещение 7350 тонн), который создан для широкого спектра боевых операций ВМС США в Мировом океане, способен поражать цели на удалении до 2500 километров (на борту – до 56 крылатых ракет Tomahawk), и идти со скоростью 25 узлов даже при высоте волн до 7 метров.
Если не рассматривать всерьез фантасмагоричный совместный "абордаж" беззащитного противника, эсминец Arleigh Burke и патрульные катера типа Island вместе могут всего лишь идти в кильватерном гордом строю, совершенно не совпадая по предназначению, боеспособности и вооружению.
Поэтому совместные учения 14 декабря – это провокационная имитация взаимодействия. Американская версия "Диоскурии" в Черном море выглядит некой реинкарнацией одноименного плавсредства в составе ВМС Грузии, потопленного российскими войсками в августе 2008 года.
Эсминцы США создают риск опасных инцидентов с гражданскими судами, а суммарное время их пребывания в Черном море к середине декабря составило более 410 суток – на 15% больше, чем в 2020 году.
Куда идти
В Тбилиси правильных выводов после 2008 года не сделали. На брифинге по итогам встречи с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом 15 декабря премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил, что вступление в НАТО остается главнейшим вопросом внешней политики и безопасности Грузии. При этом республика все еще находится на геополитическом распутье.
В альянсе отнюдь не все члены желают "расширяться на восток", а в Тбилиси мирно уживаются взаимоисключающие и нереалистичные проекты укрепления национальной безопасности. Одновременно обсуждаются размещение в 2022 году на грузинской земле военных баз США и вступление Грузии в ОДКБ – "в обмен на Абхазию и Южную Осетию".
Издание "Грузия и мир" справедливо замечает, что Грузия необходима НАТО только для того, чтобы создавать неудобства России и устраивать провокации: "Нас снова хотят втянуть в круг, по которому мы бесцельно бродим уже не первый десяток лет, и только для того, чтобы в очередной раз дать нам в руки очередное "нечто большее, чем План действий по вступлению".
С другой стороны, интересы европейской безопасности и Россия требуют официально дезавуировать решение Бухарестского саммита 2008 года о будущем вступлении Грузии и Украины в НАТО, которое противоречит стратегическому принципу ОБСЕ "не укреплять свою безопасность за счет безопасности других".
Российский МИД 10 декабря предложил Вашингтону официально заблокировать вступление Грузии и Украины в НАТО. И даже консервативная британская газета The Times напоминает читателям, что расширение альянса на восток является для РФ "красной линией", возможен Армагеддон, причем по вине Запада.
Противостояние США и НАТО с Россией в Черноморском регионе становится хроническим. Реагируя на многочисленные маневры альянса, РФ асимметрично наращивает обороноспособность, и технологически опережает ведущие страны Запада.
Безопасность причерноморских союзников Вашингтона деградирует. Соединенные Штаты пытаются стимулировать коллективные действия альянса, вызвать синергетический эффект "проекции силы", однако европейцы не желают умирать за американские интересы и "антироссийские" ценности в горах Грузии или в степях Украины. Это тупик. Издание Foreign Policy резюмирует: "Запад не вынес уроков из российско-грузинской войны 2008 года".
Опасные заблуждения
Что обрела Грузия за 30 лет прозападного, и по сути антироссийского развития? Значительное сокращение территории, сотни тысяч беженцев, полную зависимость от США и НАТО – в ущерб национальным интересам и государственному суверенитету.
Тбилиси делает ставку на интеграцию с НАТО – для "реинтеграции" мятежных территорий с воздушными десантами и боевыми стрельбами (за много лет концепция принципиально не изменилась). Грузия - сверхмилитаризованная страна с военным бюджетом 300 миллионов долларов, однако укрепление военной мощи – миф. В реальности Грузия занимает 92 место в мировом рейтинге Global Firepower, впереди оказались Замбия, Уганда, Чад, Зимбабве.
Национальная 20-тысячная действующая армия имеет на вооружении около 20 ударных самолетов и вертолетов, более 160 танков, 580 единиц бронетранспортеров, 156 артиллерийских установок, 50 систем РСЗО. И все же основное значение Грузии для "партнеров" – удобный плацдарм на Южном Кавказе с выходом в Черное море (вблизи России и Ирана).
Только поэтому США и НАТО поддерживают безнадежный грузинский проект "реинтеграции" Абхазии и Южной Осетии. Современное вооружение служит инструментом защиты национальной безопасности, если государство не меняет государственный суверенитет на списанные патрульные катера, и не позволяет иностранным войскам хозяйничать на своей земле, создавая военные угрозы соседям.
Ранее премьер грузинского правительства Ираклий Гарибашвили в ООН подтвердил стремление страны войти в ЕС и НАТО: "Мы не успокоимся, пока не достигнем членства в Евросоюзе и Североатлантическом альянсе". Так ли безальтернативен путь?
К примеру, активист "национально-освободительного движения" начала 1990-х, инициатор создания грузинской нацгвардии, участник боевых действий в Абхазии и Южной Осетии (включая август 2008 года), а также в Донбассе (разумеется, на стороне ВСУ) полковник Давид Мартиашвили сумел осознать важность мира с Россией, и сегодня призывает учитывать ее интересы на Кавказе: "Не в интересах грузинского и украинского народов воевать и быть в постоянной конфронтации с Россией, но, к сожалению, глас народа подавлен как на Украине, так и в Грузии... Если Грузия не будет говорить с Россией, если она не собирается учитывать ее стратегические интересы и подстрекаемая агрессивными силами Запада продолжит свою русофобскую политику, очень скоро наша страна как государство может прекратить свое существование".
Подписывайтесь на канал военного обозревателя Александра Хроленко в Telegram