Почему православные и католики отмечают его в разные дни — читайте в материале Олега Налисника для РИА Новости.
Главное событие
"Праздников праздник" — так богослужебные книги именуют Пасху. В церковном календаре есть "двунадесятые" торжества — двенадцать самых главных, в числе которых, например, Рождество Христово, Успение Богородицы. А вот Светлого Воскресения там нет, потому что оно "выше всех дат".
Почему? Собственно, весь смысл христианства заключается в Пасхе. "Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша", — говорил апостол Павел в послании к Коринфянам. Именно вера в то, что Спаситель восстал из мертвых, победил смерть, отличает христиан от приверженцев других религий.
Правда, есть парадокс: центральное событие, которое объединяет последователей Иисуса, отмечают в разные дни. Католики, большинство протестантов, а также некоторые восточные церкви (например, Армянская) праздновали неделей ранее, 17 апреля. Православные же церкви — сегодня, вместе с коптами и эфиопами, у которых другие догматы.
В главном для христиан городе Иерусалиме — две Страстные пятницы, два крестных хода, две пасхальные литургии. Общая Пасха случается раз в несколько лет, последняя была в 2017-м. Центр города переполнен, плечом к плечу к храму Гроба Господня шли представители разных культур и конфессий, но это лишь усиливало радость.
Верующие воспринимают календарную разницу как нечто естественное. Но так было не всегда.
Первый раскол
О первых годах христианской общины известно крайне мало. Немногочисленные сведения можно почерпнуть из нескольких книг Нового Завета — посланий апостолов. Судя по ним, Пасха была единственным праздником.
Само название позаимствовали у иудеев. В переводе с иврита — "переход, избавление". Евреи отмечают освобождение своего народа из египетского плена.
К иудейской же дате привязаны ключевые для христиан события — крестная смерть и воскресение Христа. Евангелие от Иоанна упоминает, что он умер в 14-й день месяца нисана. Некоторые ранние христиане отмечали Пасху одновременно с иудеями.
Другие не согласились: Христос же воскрес на третий день после Песаха, то есть 16-го нисана.
Все бы ничего, да только Иоанн противоречит другим евангелистам. Матфей, Марк и Лука не называют дату смерти и воскресения Иисуса, но, судя по контексту, это могло произойти вообще через неделю после Песаха. В итоге каждая община праздновала по-своему.
По мере распространения христианства календарный вопрос обострялся. Во II веке это даже привело к расколу. Глава римский общины епископ Виктор настаивал на том, что Пасху следует отмечать в первый день недели (воскресный) после 14-го нисана. Епископ Ефесский Поликрат, лидер малоазийских христиан полагал, что дата не должна быть плавающей.
Оба ссылались "на предание, данное апостолами". В результате после череды соборов, на которых епископы осыпали друг друга проклятиями, решили, что каждая община будет придерживаться собственной традиции.
"Свои системы"
В дальнейшем некоторые священнослужители пытались нарушить статус-кво. Вдобавок постепенно отношения между иудеями и христианами портились — и желающих праздновать одновременно было все меньше.
На Первом Вселенском соборе в 325 году вопрос пасхалии (дате Пасхи) был одним из ключевых.
"Собор постановил отмечать Пасху вне зависимости от Песаха: в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, которое, в свою очередь, наступает после весеннего равноденствия", — объясняет доцент кафедры библеистики богословского факультета ПСТГУ протоиерей Константин Польсков.
Так главный праздник из иудейского лунного календаря (354 дня) перешел в лунно-солнечный (365 дней). Из года в год дата менялась.
"Но возникла проблема: у Рима была одна система определения весеннего равноденствия, у Александрии, где жили самые продвинутые астрономы того времени, — другая", — указывает богослов.
Римляне ориентировались на 25 марта и пользовались 84-летним календарным циклом. В Египте же — на 21 марта при цикле в 19 лет. Из-за этого два соседних храма могли встречать Пасху с разницей в полтора месяца.
"Был большой проект"
К восьмому веку и это разногласие устранили: все христиане приняли александрийскую схему. Но в 1582-м папа римский Григорий XIII провел масштабную календарную реформу. Католическая церковь перешла на новый стиль. Как известно, разница между григорианским и юлианским календарями — 13 дней.
Лишь в XX веке христиане греческого обряда начали обсуждать переход на западную систему летоисчисления. Так появился новоюлианский календарь, полностью совпадающий с григорианским. Кроме одного — пасхалии. Православные не захотели менять дату.
Поэтому восточные и западные христиане до сих пор отмечают Пасху в разные дни. Пересекаются нечасто: ближайшее совпадение — в 2025-м, 20 апреля.
Этот год особый для христианства: 1700-летие Первого Вселенского собора. По такому случаю в Константинопольской церкви предложили вернуться к принятому на нем решению: праздновать вместе.
С XI века, когда религия Христа раскололась на две ветви, между конфессиями накопилось немало противоречий. Решение вопроса о дате главного события — Пасхи — требует существенных уступок одной из сторон. Однако на это пока никто не готов.