О том, как в Абхазии в разные периоды праздновали Пасху (Амшаԥы́ - абх.), какие традиции и обряды связаны с этим днем, а также, зачем в преддверии этого праздника девушки ходили в лес, что скрывали от учителей школьники и для кого подготавливали чистое полотенце и подушку за праздничным столом, читайте в материале Sputnik.
Пасха в древности
Абхазия - апостольская земля, одной из первых на Кавказе и Закавказье приняла христианство. Это произошло еще в V веке нашей эры, что на три столетия раньше, чем в России.
Пасху или Амшаԥы народ этой причерноморской страны отмечал издревле и относился к этому празднику с большим почтением и вниманием. В абхазском языке есть более тридцати слов, связанных с Пасхой, также есть понятия пасхальное яйцо (амшаԥ кәтаӷь), пасхальный козленок (амшаԥыӡыс), пасхальный кувшин (абх. – амшаԥыҳаԥшьа), а кроме того, фразеологизмы и пословицы, связанные с этим праздником.
Здесь надо отметить, что у древних абхазов самыми важными считались четыре праздника, которые приходились на дни весеннего и осеннего равноденствий, летнего и зимнего солнцестояния. И по сей день в традиционной обрядовой культуре абхазов эти календарные праздники хорошо сохранились и отмечаются.
По словам этнолога Валерий Бигуаа, в прошлом у абхазов была традиция за пятнадцать и семь дней до Пасхи по воскресеньям проводить обряд "амарчмшы" (абх. – день едкого лютика). Незамужние девушки собирали полевые цветы, чтобы рассыпать в доме. Было принято считать, что расцветающий весной цветок несет в себе положительную энергию.
За неделю до Пасхи женщины в глубоком молчании и, не оглядываясь назад, шли в лес собирать лекарственные растения.
"Разговаривать не разрешалась, и смотрели только вперед. С собой несли соль, там, где выдергивали цветок, сыпали щепотку соли. Что означало: "Земля дарит лекарство, и я дарю тебе соль". Почему соль? Потому что в древности самым ценным она считалась, так как не добывалась в Абхазии", - объяснил Бигуаа.
Этот обряд было хорошо известен в Абхазии, где во все времена было немало знахарей, о чем свидетельствует и пословица: "Ахәшә ахьыҵырхуа аџьыка ыҵарԥсоит".
Также, за 15 дней до Пасхи в абхазских селах проводили скачки, которые сопровождались народными гуляниями – с песнями и танцами. В Великий четверг абхазы отмечают "чачхадыл" – праздник земли.
"В этот день хозяйки готовили разные блюда из фасоли – ачапа и прочее. Птицу или животное не закалывали, потому что их вскормила земля. В этот день пожилая женщина сеяла семена. Считалось, посеянное в день земли, обязательно даст ростки", - отметил этнолог.
Раньше для абхазов Пасха была Новым годом. Отмечали ее в День цветения персика, то есть в день весеннего равноденствия. Как подчеркнул ученый, только в Новый год и Пасху абхазский народ поздравляет друг друга словом "Ҽааныбзиала" - "встретим с добром и будущий год, когда хлеб дает урожай". Этому есть объяснение.
"Слово, которое произносят абхазы, поздравляя друг друга с Новым годом, используется также на Пасху "Чааныбзиала", потому что весна была началом нового летоисчисления", — пояснил этнолог Бигуаа.
По его словам, свое символическое значение имеют и красные яйца, которые красят на Пасху. Яйцо — символ плодородия, символизирует мужскую силу. Красный цвет символизирует тепло солнца, огня, молнии. В пасхальном кувшине - амшаԥыҳаԥшьа - всегда должно было храниться именно красное вино, которое, по словам этнолога, символизирует кровь господа.
Обряд моления абхазов
© Sputnik / Наала Гумба
Советский период
Во времена СССР Пасха была под запретом и вся атрибутика, связанная с религией, была "вне закона" и считалась постыдной. Несмотря на это, в абхазских семьях светлый праздник все же отмечали. Правда, не так пышно и открыто, как в наши дни. Особенно этот день ждали дети, которые наряжались в лучшие костюмы, ходили в гости друг к другу и делились угощениями.
Специальных красок для пасхальных яиц тогда не было, и поэтому использовали чернила, луковую шелуху или бузину. Впрочем, кожица от лука все еще не вышла из моды и считается самым надежным и качественным методом покраски.
Следы празднования в виде следов от краски детям приходилось хорошенько "заметать". В школе за такое, мягко говоря, не похвалили бы. Педагоги тщательно осматривали руки детей на следующий день после Пасхи.
Во многих абхазских семьях соблюдали определенные пасхальные ритуалы. Например, в этот день не разрешалось громко говорить в доме и за столом оставляли "место" для близких родственников, ушедших в иной мир. На лавку со спинкой для таких "гостей" клали чистое полотенце и подушку.
Обязательным национальным блюдом на пасхальном столе считается "аиладж" - каша из кукурузной муки с добавлением первого сыра.
Обряды и веселые традиции
После полудня в день Пасхи в абхазских семьях накрывают "поминальный стол" усопшим родственникам семьи. Среди угощений обязательно мясо, будь то говядина и птица. Многие в этот день специально забивают жертвенное животное (амшаԥыӡыс).
В восточной Абхазии принято, чтобы на пасхальном столе горела восковая свеча, а под столом, на полу, стояла сковорода с тлеющими кусочками свечи и ладана. В западной части страны, свечу зажигают лишь в том случае, если недавно один из членов семьи ушел из жизни.
В этот день абхазы открывают зарытый в землю глиняный кувшин (аҳаԥшьа), наполненный виноградным суслом, который получают от первого сбора винограда. Открытие ритуального кувшина считается священным делом главы семьи.
Согласно абхазским традициям, глава семьи поднимается рано утром, омывает руки и лицо. После этого он выходит во двор и, встав лицом к востоку, благодарит Бога за возможность встретить праздник всей семьей в здравии и просит Его предоставлять такую возможность и в будущем.
Какая же Пасха без любимой среди детей, да и взрослых тоже, "битвы" пасхальными яйцами. Побеждает тот, чей "снаряд" получит меньше повреждений при поочередном ударе.