В Абхазии

Союз государств: возможно ли создание новообразования с участием Абхазии

Как может быть реализован проект союзного государства и какие основания могут стать базой для создания такого союза? Об этом в интервью радио Sputnik поговорили с политологом, доцентом кафедры Сочинского филиала РУДН Бесланом Камкия. Беседовала Белла Кварчия.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Sputnik
– В последнее время, когда говорят о новых политических союзах, о новых государственных образованиях, речь заходит о возможности создания союзного государства, в состав которого могли бы войти такие государства, как Россия, Белоруссия, Абхазия, другие страны. Насколько такое политическое и государственное образование имеет шансы для реализации?
– В связи с тем, что сейчас идут процессы, серьезные геополитические изменения, конечно же, вызовы серьезные. Центром интеграционных процессов будет Россия, которая принимает особый исторический вызов со стороны других цивилизаций. Уже существует союз Белоруссии и России, России с Абхазией, России с новыми государственными образованиями ДНР и ЛНР, потому что подписаны союзнические договоры.
Что касается того пространства, которое мы называем СНГ, да, туда входит 10 государств, но во многом остается не таким интеграционным во многих моментах. Создано ОДКБ, но тем не менее процессы пока слабо интегрируются.
– Сейчас вы называете примеры того, какие государственные союзы бывают. Как представляется союзное государство с участием Абхазии? Это наподобие СНГ или как это было в СССР? В какую форму все нужно облечь, как это будет выглядеть с точки зрения международного права?
- Советский Союз хоть и назывался союзом, но тем не менее это было единым государством. Конечно, были конституции у каждой республики, но они были конституциями союзного государства. То есть назвать его союзным в современном смысле слова нельзя, это было Советское государство, в котором был один экономический строй, идеология, социально-экономический строй был единым, но государства, которые входили в союзное государство, они были формально союзными. На самом деле это было довольно интегрированная унитарная страна.
Конечно же, такой модели не будет, потому что интеграционные процессы в современном мире предполагают создание союзов, но при том, что конституции не соподчинены, как это было в советское время, где действовала Конституция Советского государства, которая обладала верховенством над другими конституциями.
Если речь идет о современном союзном государстве, которое может быть в ближайшее время, то это, скорее всего, конфедеративный союз, при котором конституции не соподчинены. У каждого остаются свои конституции, естественно, передается ряд общих вопросов, которые будут находиться в общем ведении. Это оборона, таможенный союз и так далее, как сегодня существует Евросоюз, например.
Радио
Пилия о перспективах создания союзного государства: главный политический вектор Абхазии
Многие почему-то дискутируют о вхождении в состав России вновь образовавшихся государств. Почему-то они считают, что все должны войти в Российскую Федерацию. На самом деле политической целесообразности на этот счет нет сегодня, есть союзнические отношения, которые будут все больше укрепляться, как например, между Абхазией и Россией, Белоруссией и Россией.
России нужны союзнические государства в лице Абхазии, Приднестровья, Южной Осетии, ЛНР, ДНР. Эти государства не случайно союзнические, потому что они представляют собой и геополитическую единицу. В союзе с Россией они создают общий вектор безопасности, и это образование будет иметь жизнеспособность.
У меня возникает вопрос общего коллективного запада, он может рассыпаться, потому что уже идут серьезные противоречия в отношение тех же событий украинских. Там могут идти разные дезинтеграционные процессы в рамках Евросоюза. Но не исключено, что новые союзы могут возникнуть на постевразийском пространстве, могут образоваться маленькие союзы в восточной, центральной Европе.
– Почему проект СНГ оказался не столь эффективным? Это страны, которые имеют общее прошлое и общую историю, но потом стали смотреть в разные стороны. Не будет ли такого союза, где потом страны начнут отдаляться друг от друга?
– Да, конечно, центры притяжения будут сильно сказываться на интеграционных процессах. Некоторые страны на постсоветском пространстве, уходя в одну орбиту, обретают выгоду. Неслучайно эти выгоды не совсем стыкуются с национальными долгосрочными интересами, мы знаем некоторые фрагментарные развития, как в той же самой Грузии. Есть ли в этом большой плюс, когда страна отрывается и включается в другую орбиту притяжения, происходят ли органические процессы развития?
На постсоветском пространстве пошли притяжения различных центров. Россия в данном случае не стала столь мощным центром притяжения, на это есть и объективные, и субъективные причины. Имеется в виду в материальном и духовном развитии – это комплекс ценностей, которые могут притянуть.
Конфликт, который мы наблюдаем, он вызван ослаблением центров не только России, но и Запада тоже. Мы видим, как и западная культура тоже претерпевает серьезные деформации, можно сказать девальвацию. Процессы будут идти, образовываться союзы, будут разрушаться существующие под воздействием успешных проектов. Социальный, экономический и политический проект, если он будет успешным, то он будет притягивать, если нет, то будут происходить дезинтеграционные процессы.
Радио
Взаимный интерес: Камкия об Абхазии в составе возможного союзного государства
– Что может служить основанием для создания союзного государства, куда войдут Белоруссия, Россия, Абхазия, какие-то другие страны?
– Для создания любых союзов должны быть серьезные основания. Сколько бы ни было желания, должна быть экономическая, духовная, ценностная, мировоззренческая идентичность. Когда мы говорим Запад, Восток, мы говорим об идентичности, то есть о культуре. Леви-Стросс когда-то говорил о том, что будущее – эволюция цивилизаций, то есть совместное движение различных цивилизаций, но не слияние и унификация, то есть то, что сегодня пытаются навязать.
Однополярный мир фактически обречен, потому что природа социального развития обязательно требует цивилизационных оснований, чтобы не терялся управленческий потенциал государства.