СУХУМ, 7 окт - Sputnik. Пентагон создает специальную тактическую группу, которая объединит силы ВМС и Корпуса морской пехоты для операций на Тихом океане. Как это изменит ситуацию в регионе — в материале Андрея Коца для РИА Новости.
Межвидовая группа
США, активно поддерживая Украину, не забывают и о своем главном геополитическом сопернике — Китае. Белый дом давит на Пекин как экономическими, так и военными средствами. На этой неделе Вашингтон ввел очередные ограничения против стратегической отрасли КНР, запретив экспорт полупроводников и микросхем для высокотехнологичных чипов памяти и квантовых компьютеров.
Одновременно американцы продолжают грозить страшными карами, если КНР вторгнется на Тайвань.
Угрозы подкрепляют делом. В Пентагоне объявили о создании в Азиатско-Тихоокеанском регионе тактической группы 76/3 (Task Force 76/3) на основе экспедиционной ударной группы 7 (Expeditionary Strike Group 7) ВМС США и 3-й экспедиционной бригады морской пехоты.
"Объединение возможностей двух видов Вооруженных сил имеет для нас в этом регионе особый смысл, — сообщил командир тактической группы 76/3 контр-адмирал Дерек Тринк. — Флот и морпехи всегда действовали бок о бок, но раньше у них были разные штабы. Теперь значительно сократится время принятия решений, наладится эффективное взаимодействие между ВМС и морпехами, ускорится высадка войск на побережье и облегчится снабжение".
Шесть тысяч штыков
Структурно тактическая группа 76/3 подчинена командованию Седьмого флота США, несущего дежурство в западной части Тихого океана. И ударная группа 7, и 3-я экспедиционная бригада морской пехоты базируются в Японии. Офицеры двух формирований хорошо друг друга знают: вместе участвовали в различных военно-морских операциях и наладили взаимодействие. В Пентагоне уверены: проблем с переходом под единое командование не возникнет.
Бойцам выделят до полутора десятков вымпелов: десантные вертолетоносцы, корабли-доки, суда снабжения. Обеспечивать действия Task Force 76/3 будут несколько вертолетных эскадрилий, истребители морской авиации, конвертопланы. Флагманом станет корабль управления USS Blue Ridge, приписанный к японскому порту Йокосука.
Так как собственных крейсеров, эсминцев и подводных лодок тактическая группа не имеет, ее прикроют силы Седьмого флота.
Десантный потенциал нового формирования — до шести тысяч морских пехотинцев с вооружением и боевой техникой. Ожидается, что их полностью подготовят к 2024-му. И тогда, как утверждают военные, они смогут осуществлять "полный спектр морских операций" — от помощи при стихийных бедствиях до конфликтов высокой интенсивности.
Запереть в портах
В Пентагоне не объясняют, почему именно сейчас создают особую группу. Однако аналитики не сомневаются, что это ответ Китаю — по всем параметрам Task Force 76 нацелена на действия в западной части Тихого океана.
Потенциал НОАК здесь лишь немногим уступает американскому. У Китая уже больше кораблей, чем у США. Имеются дальнобойные противокорабельные ракеты, в том числе — гиперзвуковые, развитая сеть аэродромов и многочисленная авиация.
В Вашингтоне опасаются, что НОАК создаст над Тайваньским проливом так называемую зону запрета доступа (Anti-Access/Area Denial, A2/AD) — территорию, надежно прикрытую средствами ПВО и береговыми ракетными комплексами, где западная авиация и корабли в случае конфликта понесут неоправданно высокие потери.
Взламывать эту крепость, по замыслу Пентагона, предстоит сухопутным войскам. Для этого на Тихом океане еще в прошлом году сформировали многодоменную оперативную группу (Multi-Domain Task Force, MDTF).
Состав и численность этого подразделения меняется в зависимости от боевой задачи и условий. Основная ударная сила — высокоточные ракеты, от РСЗО HIMARS до перспективных гиперзвуковых. Особое внимание уделяют разведке, радиоэлектронной борьбе, связи. Также есть специалисты по кибербезопасности.
В случае войны MDTF задействует весь потенциал, чтобы снизить эффективность "зон запрета доступа". А также уничтожит ключевые объекты военной инфраструктуры противника.
Впрочем, планы по сдерживанию Китая столкнулись с неожиданными трудностями. По словам полковника Джейсона Чарланда, специалиста штаб-квартиры сухопутных войск в Пентагоне, применение MDTF против КНР имеет смысл, только если ракетное вооружение установят поблизости — на первой островной цепи, включающей в себя Филиппины, Корею и Японию. Сейчас же ближайшая военная база — на Гуаме, в двух тысячах километров. Чарланд отметил, что пока Сеул, Токио и Манила не горят желанием разворачивать у себя американские ударные комплексы.
Готовность бросить вызов
Разумеется, Китай внимательно наблюдает за активностью США и союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В конце сентября председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что Народно-освободительная армия "должна сосредоточиться на подготовке к участию в настоящих боевых действиях".
"Это знак того, что Китай готов отразить военные угрозы, которые, безусловно, реальны, — считает руководитель Центра российско-китайских исследований МГУ Евгений Зайцев. — В первую очередь со стороны созданного в прошлом году блока AUKUS, объединяющего Австралию, Великобританию и США. Пекин принимает вызов Вашингтона и собирается предпринять определенные меры, способствующие повышению мобилизационной готовности НОАК. Это логичный и разумный шаг".
Пока в регионе нет признаков назревающего вооруженного столкновения. Стороны присматриваются друг к другу. Хотя, например, министр обороны Тайваня Цю Гочжен обвинил Китай в подготовке к войне. По его словам, вторжение может начаться в 2025-м. США не останутся в стороне — что американцы неоднократно подтверждали. А это грозит конфликтом мирового масштаба.