О том, что представили на выставках, как собирался архив и сколько еще экспонатов хранится в стенах музея, что помнят и знают жители страны о своих предках, ставших жертвами политических репрессий и погибших в Великой Отечественной войне, читайте в материале Sputnik.
Вспоминая репрессированных
Более ста копий архивных фотографий и экспонатов представили в двух залах Гудаутского музея. Они повествуют о жертвах политических репрессий, которым подверглись жители Абхазии с 1937 по 1940 годы, а также героям Великой Отечественной войны.
В основном зале музея открылась выставка "Апсуаа", она рассказывает о культуре и быте абхазского народа, о самых ярких личностях своего времени. О большинстве героев снимков мало что известно, но их образы, что в свое время были запечатлены фотографами, сохранились до наших дней.
Как уточнила директор музея Гугуца Джикирба, в двух залах удалось представить более сотни фотографий, но в архиве хранится еще около тысячи снимков. Их будут собирать в фотоальбомы. Она добавила, что власти помогают музею, и напомнила, что впервые выставка "Апсуаа" прошла в Сухуме пять лет назад.
В зале, посвященном репрессированным, собраны не только фотографии, но и личные вещи жертв жестокой и несправедливой политики властей, мебель и элементы интерьера их домов, письма и открытки. Мебель была отреставрирована Асемом Абаза.
Среди экспонатов есть и отреставрированный револьвер абхазского революционера и политического деятеля Нестора Лакоба, пианино и кровать первого абхазского этнографа Виктора Кукба, письменный стол семьи Вардания.
На церемонии присутствовали потомки репрессированных. Среди них была дочь Анатолия Вардания - Ирина Вардания, которая от имени Ассоциации жертв политических репрессий и их родственников поблагодарила всех, кто причастен к открытию этого зала в Гудаутском музее.
"1937 год – это страшная веха в истории Абхазии. Это время, когда уничтожали самое красивое, умное и честное в нашем обществе. 1937 год – это время, когда я и мои ровесники остались без родителей, когда расстреливали всех подряд – и молодых, и старых, и даже детей. Были расстреляны сыновья Нестора Лакоба, Василия и Михаила Лакоба, Константина Инал-ипа. Как это можно понять? Это все происходило, когда по всему СССР ходил девиз: дети за родителей не отвечают. При этом под корень была уничтожена только-только зародившая абхазская интеллигенция", – сказала Вардания.
Она также вспомнила, что на момент гибели ее отец был студентом 4-го курса Промышленной академии имени Сталина в Москве. Анатолий Вардания был одним из тех, кто строил СухумГЭС, здание Совмина, а также дорогу на озеро Рица по просьбе Нестора Лакоба. В реализации этого проекта Вардания помог его дядя по материнской линии – инженер из Австрии, строивший дорогу в Альпах. Завершили работы в течение трех лет.
По словам Ирины Вардания, из ее семье репрессиям подверглись четыре человека. Их расстреляли, а членов их семей отправили в ссылку.
"У них была сестра по имени Зиза – мать ученого Георгия Дзидзария. Она обожала своих братьев и каждый раз возила им в Сухум еду. Когда она последний раз привезла передачу, к тому времени их уже расстреляли, но она об этом не знала. Она приехала домой и довольная сказала: "Я накормила своих братьев", – рассказала Вардания.
Житель села Звандрипш Джума Габуниа вкратце рассказал историю своих односельчан – семьи Вардания, которая пережила много горя в тот период. Он уточнил, что на сегодняшний день в Звандрипше осталось всего четыре семьи по фамилии Вардания, но их семейная история по сей день передается из уст в уста.
"Для установления советской власти Варданиевцы – Игнат, Евстафий, Алексей, Кутиа, Хуатхуат сделали все, что было в их силах. После того как Советская власть была установлена, они были рядом с Нестором Лакоба и вместе с ним погибли. После, в 1941-1945 годах, семеро представителей фамилии Вардания пали в боях", - сказал Габуниа и добавил, что представители семьи также не остались в стороне в 1992-1993 годах, когда Грузия напала на Абхазию.
Габуниа напомнил присутствующим о документальном фильме абхазского журналиста Астанды Кецба, посвященном семье Вардания. Сама Кецба в свою очередь призналась, что во время подготовки фильма узнала подробности, о которых раньше не слышала. После выхода ее работы в эфир ей стали поступать звонки с благодарностями не только от представителей фамилии, но и от простых зрителей.
Директор музея Гугуца Джикирба рассказала несколько трагичных историй семей, подвергшихся политическим репрессиям. Она обратилась ко всем присутствующим с просьбой не забывать о них и учить истории своего народа подрастающее поколение.
Джикирба также поделилась новостью о том, что существуют достоверные сведения о месте захоронения Нестора Лакоба, но человек, которому сегодня принадлежит эта земля, не дает согласия проводить раскопки.
"Руководство страны и все структуры в курсе об этом. Они готовы провести необходимые работы, но пока это не представляется возможным. Мы планируем применить металлоискатели в том месте. Не может быть чтобы Нестор Лакоба не был погребен без оружия или металлических изделий", – уточнила Джикирба.
По имеющей у нее информации, тело Нестора Лакоба перевезли в Лыхны члены семьи его матери – Хагбовцы из села Ачандара.
Защитники Родины
В Великой Отечественной войне погибли 2365 выходцев из Гудаутского района. Из них абхазов было 1580 человек, русских – 285, армян – 313, грузин – 84, турков – 34, греков – 13, представителей других национальностей – 53 человека. Такие данные представила Гугуца Джикирба в своем выступлении. Из общего числа погибших в той войне 22 бойцам были присвоены звания Героев СССР. Память героев, отдавших жизни за Родину, в годы Великой войны и Отечественной войны народа Абхазии почтили минутой молчания.
Новыми экспонатами пополнилась экспозиция в зале Гудаутского музея, посвященного Великой Отечественной войне. Свои места заняли архивные снимки, которые подарил музею фотограф Алексей Крайнюков.
"В нашем районе 13 семей, в которых с войны не вернулось по пять человек. На сегодня нам известно о 113 семьях, в домах которых навсегда закрылись двери", – рассказала Джикирба.
Историю своей семьи тех лет рассказал житель села Аацы Игорь Цугба. Он отметил, что в 40-х годах прошлого века в боевых действиях участвовало 22 человека из числа его близких родственников. Среди них были его отец Дмитрий и дядя Алексей Цугба.
Игорь Цугба
© Sputnik / Бадри Есиава
В музей он принес письмо, которое пулеметчик Алексей Цугба написал в больнице. В нем боец из Абхазии, в частности, пишет о том, что его ранили 12 мая в обе ноги. После того как Цугба поправился, он участвовал в Сталинградской битве и был одним из тех, кто в течение 58 дней держал оборону в здании, которое вошло в историю, как Дом Павлова в честь сержанта, командира пулеметного отделения Якова Павлова, руководившего обороной.
На просторах интернета можно найти видео, где Павлов вспоминает те дни и перечисляет имена некоторых соратников, в том числе, Алексея Цугба. Он был представлен к Ордену Красной знамени.
Что касается отца, Дмитрия Цугба, то, скромно уточнил Игорь, он был танкистом. Его фотография представлена в музее Боевой славы в Москве и в его честь в Парке славы российской столицы посажено дерево.