Об этом все чаще говорят украинские эксперты. И на Западе их даже не пытаются переубедить. С чем киевский режим вступил в 2024-й для РИА Новости разбирался Михаил Катков.
Гудбай, Америка!
В США предстоят президентские выборы, поэтому в конце минувшего года конгресс занимался не столько Украиной, сколько внутренними проблемами. Один из ключевых пунктов программы Республиканской партии, у которой большинство в нижней палате, — защита границы от нелегальных мигрантов.
Для многих американцев это куда актуальнее, чем боевые действия в Восточной Европе. Республиканцы готовы утвердить помощь Киеву, только если демократы согласятся выделить средства на укрепление рубежей с Мексикой. Те не согласны.
Провал контрнаступления ВСУ заставил усомниться в целесообразности дальнейшей накачки Украины оружием. Как отмечает издание Slate, миллиарды долларов американских налогоплательщиков следовало бы потратить с большей пользой. "Россию не победить, лучше заключить перемирие", — считают в National Review. И главком Залужный фактически с этим согласился, признавшись в The Economist, что боевые действия зашли в тупик.
Если же выборы выиграет Дональд Трамп, киевский режим вообще могут снять с довольствия. Среди республиканцев мало сторонников бесконечного финансирования Украины.
Как фанера над Берлином
В Евросоюзе дела обстоят не лучше. Министр обороны Германии Борис Писториус в интервью телеканалу ZDF заявил, что Берлин — не союзник Киева. "Это значит, что мы не находимся в ситуации, обязывающей вмешиваться в рамках НАТО", — подчеркнул он.
Глава МИД ФРГ Анналена Бербок в статье, опубликованной в Frankfurter Allgemeine Zeitung, пожаловалась, что все чаще слышит об усталости от Украины. Некоторые думают, что зима — подходящее время для заморозки конфликта. Но лично Бербок, конечно, категорически против.
В Bild еще в ноябре утверждали, что США и Германия пытаются склонить Зеленского к переговорам. И якобы именно поэтому передают оружие только для обороны, а не наступления.
Даже в Варшаве ополчились на Киев. Наложили эмбарго на поставки зерна. Затем польские дальнобойщики заблокировали границу, требуя лишить украинских конкурентов льгот, предоставленных Брюсселем.
В Словакии к власти пришла коалиция во главе с партией SMER Роберта Фицо, считающегося чуть ли не русофилом. Он не видит европейского будущего у Украины. Как и венгерский премьер Виктор Орбан, уверенный в тупиковости нынешней антироссийской политики ЕС.
Украинские перспективы
"Байден просил конгресс выделить Киеву на 2024-й 61 миллиард долларов, но в итоге получится в лучшем случае 20-30, и то если конгрессмены договорятся. Глядя на американцев, европейцы тоже срежут финансирование", — полагает украинский политолог Руслан Бортник.
"Самое время тем, кто еще не научился отличать союзников от партнеров, друзей, сочувствующих и прочих, наконец-то это сделать, — рассуждает киевский аналитик-международник Николай Капитоненко. — А вот с теми, кто определял нашу внешнюю политику, ситуация посложнее. Потому что вести себя так, будто у тебя есть союзники, хотя у тебя их нет, — это очень рискованная политика. И на кону стоит кое-что побольше, чем их карьеры и благополучие".
Киеву нужны гарантии безопасности, но "партнеры" не хотят их давать. Проблема усугубляется тем, что Украина всецело зависит от Запада и не способна на самостоятельную внешнюю политику.
"Большинство вовлеченных в конфликт сторон так или иначе адаптировались к нему и даже научились извлекать выгоды. В том числе Россия, Китай и США. Самую большую цену платит украинский народ, но и очень сильного его желания все закончить пока недостаточно", — подчеркнул специалист.
В свою очередь, эксперт Финансового университета при правительстве России Денис Денисов считает, что партнерство с США и Евросоюзом у Украины временное. "Киев — это инструмент Вашингтона в борьбе с Москвой и Пекином. Пока там справляются с поставленными задачами, американцы поддерживают киевский режим. Как только приоритеты изменятся — забудут. Европейцы чуть больше заинтересованы, в основном из-за трудовых ресурсов", — рассуждает аналитик.
Население Украины оказалось в заложниках у Запада. Вырваться можно посредством госпереворота, но сегодня к этому нет предпосылок.